Благодарность - одна из благороднейших обязанностей мусульманина
Всевышний Аллах сказал в аятах Священного Корана:
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура аль-Бакара, аят 152).
وَآتَاكُم مِّن كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُ وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ الإِنسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ
«Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (сура Ибрагим, аят 34).
وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَةَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ اللّهَ لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их! Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура ан-Нахль, аят 18).
Указав в этих и других аятах на свою бескрайнюю милость, которой Он обладает, Всевышний Творец призвал своих рабов быть благодарными, то есть проявлять «шукур». Одной из обязанностей человека как раба своего Творца является проявление благодарности к Всевышнему Создателю.
Благодарность основывается на трех основных аспектах:
Человек знает и видит в результате своего миропознания, что все принадлежит Всевышнему Аллаху, и все творения Его являются проявлением милости. Осознанно понимая и воспринимая это, человек будет благодарить именно Его, а не кого-то еще, придавая Ему сотоварищей.
- Проявление радости за все дарования Всевышнего Аллаха
Имам Газали охарактеризовал это через следующий пример:
Если человеку отправляющемуся в дорогу правитель подарит коня, человек может испытывать три разновидности радости:
- Он обрадуется коню, обладателем которого он стал. И в данном случае его радость не имеет отношения к правителю.
- Он обрадуется тому, что правитель проявил к нему знак внимания. Но он не испытывал бы такой радости, если приобрел бы коня сам. Это радость связана с проявленным вниманием и больше напоминает положение тех, кто желает получить от Всевышнего саваб, за проявление к Нему страха.
- Он обрадуется тому, что получив от правителя коня, он сможет принести пользу правителю и сможет стать его приближенным. То есть, пользуясь благами, дарованными Всевышним Создателем, стараться служить Ему на пути истины, тем самым становясь ближе к своему Милостивому Творцу. Вот это и является истинным проявлением благодарности раба по отношению к Аллаху.
- Совершение благих деяний в ответ на дарованные Аллахом блага
Деяния совершаются человеком для достижения довольства Аллаха путем использования по назначению дарованных Создателем благ, в рамках предписанного Им пути.
Также необходимо помнить, что благодарность является повелением Всевышнего Аллаха. Так, например, в аятах суры аль-Бакара Священного Корана Всемогущий Творец повелел следующее:
كَمَا أَرْسَلْنَا فِيكُمْ رَسُولاً مِّنكُمْ يَتْلُو عَلَيْكُمْ آيَاتِنَا وَيُزَكِّيكُمْ وَيُعَلِّمُكُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُعَلِّمُكُم مَّا لَمْ تَكُونُواْ تَعْلَمُونَ
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ
«Таким же образом Я отправил к вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости, обучает вас тому, чего вы не знали. Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура аль-Бакара, аяты 151-152).
Упоминающийся в данных аятах зикр, то есть поминание Всевышнего Аллаха, совершается так же, как и благодарность – сердцем, языком и телом.
Зикр сердцем бывает трех видов:
- Размышление о доказательствах существовании Единого Аллаха.
- Размышление о повелениях и запретах Всемогущего Создателя, а также о том, какая ответственность лежит на человеке за них.
- Размышление о смысле и предназначений Творений Аллаха.
Зикр языком – это поминание Аллаха, чтение аятов Священного Корана, мольбы, обращенные к Творцу, и благие слова, исходящие из наших уст.
Зикр телом – это использование наших органов лишь во благо и предостережение их от запретного.
И если зикр является поминанием Аллаха ниспославшего нам бескрайние блага, то шукр (благодарность), является нашей благодарностью за них.
Islam-Today
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
В каких случаях намаз может быть не принят?
В главе об азане и камате книги «Танбих» написано, что «мусульманину нельзя без разрешения стоящих позади него становиться перед молящимися в качестве имама, а в том случае, когда он встал без разрешения, то намаз джамаата будет воспринят, а его намаз – нет». Кто здесь имеется в виду под словом «имам» и прихожане?
-
Как обращаться с врагами? Правило первое.
Некоторые люди убеждены, что наличие врагов – это признак успеха. На самом деле причина их «возникновения», это не столько успех, сколько дурной нрав. Например, зависть, ревность к успеху, неуверенность в себе, неблагодарность и т.д. С другой стороны, дурным нравом можно не только стать чьим-то врагом, но и нажить его...
-
Пророк Мухаммад (ﷺ): "Для исцеления применяйте Коран и мед"
Нет лекарства лучше, чем сироп из меда
-
3 вида клятв и искупление за их нарушение
Клятва – это торжественное обещание выполнения чего-то, или невыполнения. В обычных условиях, при отсутствии крайней необходимости не следует прибегать к клятвам. Необходимо оберегать свой язык от привычки постоянно клясться, основываясь всегда на простоте и честности.
-
Люди, которых Аллах непременно испытает трудностями
Получается, что каждая трудность является возможностью обрести более высокий статус в глазах Всевышнего Аллаха, стать терпеливым и обрести милость и благословение Всевышнего. Чем больше трудностей человек переживает с терпением и стойкостью, тем больший он получает духовный рост.
-
11 слов, которые наиболее любимы Всевышним Аллахом
«Не сообщить ли тебе, какие слова Аллах любит больше всего? Поистине, самыми любимыми словами Аллаха (являются слова): «Слава Аллаху и хвала Ему!»
-
Причины, по которым дозволено прервать намаз
Беспричинное прерывание намаза считается запрещенным. Что же касается причин, которые позволяют прервать намаз, то к ним относятся следующие:
-
6 дуа для увеличения заработка
«Разве ты не слышал молитву ангелов и тасбих всех созданий Аллаха, посредством которой они и получают свой удел? Читай сто раз на рассвете эти слова, и весь мир смиренно придет к тебе».