«Размораживание» Ирана


Суд ЕС отменил замораживание активов, наложенное в виде санкций на семь иранских финансовых учреждений и других компаний, сообщило в пятницу Би-Би-Си.

Суд отменил санкции из-за недостатка доказательств того, что предприятия имели отношение к финансированию программ по созданию ядерного оружия. По сообщению Би-Би-Си, будут разморожены активы банков Post Bank Iran, Export Development Bank, Persia International Bank и Bank Refah Kargaran, а также страховой компании Iran Insurance Company, судоходной компании Good Luck Shipping и строительной компании Iranian Offshore Engineering & Construction. Активы менеджера базирующейся в немецком Гамбурге Hanseatic Trade Trust & Shipping (HTTS) Насера Батени (Naser Bateni) также будут разморожены.

За все время действия иранской ядерной программы только ООН приняла четыре резолюции, вводящие санкции в отношении компаний и лиц, связанных с атомным проектом Ирана. Среди них:

1) Резолюция Совета Безопасности ООН № 1737 от 23 декабря 2006.

2) Резолюция Совета Безопасности ООН № 1747 от 24 марта 2007.

3) Резолюция Совета Безопасности ООН № 1803 от 3 марта 2008.

4) Резолюция Совета Безопасности ООН № 1929 от 9 июня 2010.

Резолюция № 1737 запрещает ввоз в Иран ядерных технологий и материалов, а также заморозку счетов основных компаний и лиц, связанных с ядерной программой. Сам текст резолюции был подготовлен Великобританией, Францией и Германией и был принят лишь через 2 месяца после составления. Это было связано с тем, что принятие резолюции блокировалось Россией и Китаем, деятельность которых позволила исключить из итогового текста резолюции статьи, запрещающие передвижения иранских чиновников и накладывающие ограничения на внешнеэкономическую деятельность предприятий.

Резолюция № 1747 существенно ужесточила санкции (была запрещена торговля оружием с другими странами). Принятию резолюции предшествовал отказ Ирана от предложенного пакета экономических стимулов, включая передачу технологий для гражданской области ядерных исследований взамен на прекращение обогащения урана.

Резолюция № 1803 расширила список организаций (на 13) и лиц (на 12), активы которых замораживаются в связи с участием в ядреной программе. Ввела запрет на поездки для 5 лиц и ужесточила запрет на передачу технологий, включая в него все материалы и оборудование двойного назначения и т.д.

Резолюция № 1929 содержала призыв ко всем государствам «предпринять все необходимые меры для запрещения открытия на их территориях новых отделений и офисов иранских банков», если их активность может внести свой вклад в развитие иранской ядерной программы. Кроме того, в резолюции оговаривалось создание международного механизма мониторинга, который позволит контролировать передвижения грузовых судов и осуществлять их досмотр в том случае, если существует подозрение, что на них находятся грузы, имеющие отношение к иранской ядерной и ракетной программам. Предусматривался также и ряд других мер, в том числе расширение уже существующего списка вооружений, продажа которых Ирану запрещена. Помимо прочего, в перечень входят штурмовые вертолеты и ракеты.

Наряду с этим, санкции против Ирана вводились также группой стран, например, ЕС, отдельными странами – неоднократно США, а также Канадой, Австралией, Южной Кореей и Японией в июле 2010 года.

Но как действуют международные санкции и что подразумевает под собой санкционное воздействие?

Санкции – один из важных инструментов, имеющихся в распоряжении Совета Безопасности ООН, цель которых – переговорное урегулирование международных проблем. ООН за время своего существования наработала большой опыт в области применения санкций – только за последнее десятилетий XX века санкции были наложены на 11 стран (Ирак, бывшая Югославия, Ливия, Либерия, Сомали, Гаити, Ангола, Руанда, Судан, Сьерра-Леоне и Афганистан).

Основанием для введения санкций может служить: отражение агрессии, борьба с терроризмом, поддержка избранных руководителей государств, обеспечение прав человека, содействие разоружению и предотвращению развития национальных ядерных программ.

Наиболее распространенный вид санкционной меры – это введение эмбарго на поставки оружия, т.е. запрет на поставку и продажу вооружений, а также связанных с ними материальных средств, услуг по техническому обучению или технической помощи.

В тех случаях, когда необходимо ограничить или перекрыть финансовые потоки, питающие режим, являющийся, по мнению ООН, нарушителем, вводятся ограничения на поставки товаров, таких как нефть, газ и другого сырьевого товара.

Запрет может быть наложен и на воздушное сообщение (т.н. воздушное эмбарго) в пределах воздушного пространства страны-нарушителя или на полеты конкретных видов авиатехники конкретных компаний.

Отдельный вид санкций – это санкции, ограничивающие взаимодействие с государствами в банковской и финансовой сферах, отказ в предоставлении кредитов и т.д. С недавних пор комитеты СБ ООН по санкциям реализуют т.н. точечные санкции, подразумевающие заморозку активов конкретного лица или компании.

Сегодня в рамках Совбеза ООН действуют 13 комитетов по санкциям, из которых 11 контролируют режим санкций в отношении стран (Сомали, Ирака, Либерии, Демократической Республики Конго, Кот-д’Ивуара, Судана, Ливана, КНДР, Ирана, Ливии и Гвинеи-Бисау) и 2 – в отношении террористических организаций («Талибана» и «Аль-Каиды»).

К Ирану применено большинство санкционных ограничений Совбеза ООН. О том, насколько эти ограничения справедливы, сказать однозначно нельзя. Тот факт, что суд ЕС снял санкции с части иранских банков, с одной стороны, может свидетельствовать о начале выхода ряда иранских компаний из принудительной изоляции, но, с другой стороны, позволяет сделать вывод: далеко не все иранские компании, испытывающие на себе давление международных санкций, включены в «черный список» за связь с иранской ядерной программой.

Социальные комментарии Cackle