Ваххабитский след таблиговского движения

Ваххабитский след таблиговского движения

В качестве важнейшего фактора, обусловившего продвижение «Таблиги Джамаат» (организация запрещена в РФ - прим. ред.) по всему миру, стоит выделить союз этой организации с ваххабитскими кругами из Саудовской Аравии. Саудовская Аравия выступает в качестве главного финансового спонсора деобандийских организаций Пакистана, к коим относится «Таблиги Джамаат».

Любопытно взглянуть на генезис деобандизма. После поражения вооруженного восстания против британского господства в 1857 г., многие мусульманские богословы Индии воодушевились появлением и успешной деятельностью на Аравийском полуострове ваххабитского движения. Однако идее перенесения аравийского опыта на территорию «жемчужины британской короны» не суждено было сбыться. Значительная часть индийских мусульман исповедовали шиитскую версию ислама. Также заметное влияние имел суфизм. Ваххабизм, который активно выступал против обоих этих течений, тогда объективно не имел возможности начать свое распространение на полуострове Индостан.

Однако воодушевленные аравийским опытом улемы, которые принимали участие в неудачном восстании против метрополии, основали образовательный центр «Дар уль-Улум» в небольшом городе Деобанд, расположенном на территории современного северного штата Уттар-Прадеш. Это произошло в 1867 г. Деобандийские движение под видом «исламской реформации» принялось распространять собственное представление о религии. По всей стране стали открываться медресе, которые приобрели популярность у юных мусульман Индии. Деобандийские шейхи, памятуя о поражении в вооруженном противостоянии с Британской империей, осознали тщетность подобного рода усилий. Вместо этого акцент был сделан в пользу того, что сейчас назвали бы «мягкой силой» (“soft power”) – идеологической работы через образовательную систему.

Деобандизм представляет собой одно из наиболее жестких течений внутри ислама. Стремление очистить исламское учение от якобы имеющихся нововведений и человеческих ошибок сближает деобандизм с ваххабитским учением, возникшим в XVIII в. и окончательно установившим свое доминирующее положение на территории современной Саудовской Аравии в XX столетии. Отметим, что деобандийская школа стало основой для афганского движения «Талибан», многие сторонники которого в конечном итоге влились в ряды «Аль-Каиды».

И это не единственная общая черта между этими двумя течениями. Дело в том, что последователи деобандизма, а, следовательно, и таблиговцы, подобно ваххабитам, уделяют основной акцент не на понимание основы исламской религии, а на достаточно примитивное, слепое следование лишь некоторым положениям, упор на которые делали авторитетные только для этих течений лидеры. В определенном смысле характеристика, относящаяся к ваххабитскому течению и представленная в известном для широких кругов верующих хадисе о появлении ближе к Судному дню группы людей, вера которых «не поднимется выше горла», может быть отнесена и к таблиговцам. Ведь они также произносят, казалось бы, красивые речи, но вера их поверхностна, а дела оборачиваются большими страданиями для людей.

Начало активному сотрудничеству «Таблиги Джамаат» с Саудовской Аравией было положено в 1960-е гг., когда появилась организация «Всемирная мусульманская лига». Она в своей деятельности опирается на ваххабитское учение, распространенное в КСА. Всемирная мусульманская лига активно занималась финансированием деятельности таблиговцев, несмотря на некоторые идеологические разночтения с ними. Но уже сам факт активного сотрудничества и взаимопомощи двух групп представляет собой весьма примечательный момент, поскольку известно, что ваххабиты не склонны проявлять симпатии по отношению к мусульманам, не придерживающимся их интерпретации ислама. Сами таблиговцы любят громогласно заявлять, что они не склонны делать акцент на различиях между верующими. В своей проповеднической деятельности они, как правило, эти вопросы обходят стороной. Однако на самом деле все оказывается не так однозначно.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle