4 формы проявления ксенофобии

Начало: Ксенофобия и экстремизм – где грань?

Мы продолжаем с вами разговаривать о том, что такое ксенофобия и почему такое явление представляет большую опасность для современного многонационального общества. В предыдущем материале речь шла о том, как отличить ксенофобию от экстремизма, есть ли вообще различия между двумя этими общественными явлениями. А сегодня мы более подробно остановимся на особенностях проявления ксенофобии, попытаемся найти первопричины такое отношения в современном обществе.

Cоциально-экономический подход, объясняющий ксенофобию и молодёжный экстремизм, пока достаточно узок и не раскрывает истинных причин подобного поведения. Склонность к насилию среди молодёжи возникает под влиянием не только внешних факторов, таких как отсутствие места работы или дома, но и внутренних характеристик – моральных принципов и типических особенностей индивида.

Если подчеркивать только социальные причины ксенофобии, то ключевую информацию даёт детальный анализ биографии молодых людей, совершающих действия ксенофобского или насильственного характера. Особое внимание следует обращать на эмоциональное развитие таких подростков.

Интересно, что ксенофобия и чувства вражды в отношении иностранцев проявляются не только в отношении «чужих» этнических групп. Некоторые подростки испытывают подобные чувства и по отношению к незнакомым сверстникам. Вообще специалисты выделют четыре различных пути развития таких явлений: агрессия по отношению к «чужим», ксенофобия, девиантное поведение, а также приверженность к крайне правой экстремистской идеологии.

Агрессия

Различные типы агрессивности можно проследить ещё на самых ранних этапах жизни человека. Одну из групп составляют самоуверенные, доминантные дети, которые позже, уже в подростковом возрасте, начинают использовать агрессию в насильственных актах.

Ко второй группе относятся гиперактивные дети, склонные к совершению яростных атак. Их поведение во многом было обусловлено биохимическими особенностями нервных процессов, определяемыми уровнем гормонов и нейротрансмиттеров. Однако многие родители и учителя не справляются с такими детьми и реагируют на их поведение довольно жёстко, что впоследствии увеличивает агрессивность детей. Таким образом, генетические и средовые влияния, взаимодействуя, усиливают негативные реакции детей.

Есть ещё третья группа, куда входят дети, которые, как правило, часто проявляют тревогу, застенчивость и подозрительность по отношению к незнакомым людям. Позже в своей жизни они демонстрируют импульсивно-реактивную и защитную агрессию. Иногда в эту группу попадают и дети, пережившие горе, и, если окружающими это не принималось во внимание, дети проявляют своё горе, как крик о помощи, выливая его в крайне агрессивное поведение.

Ксенофобия

Ксенофобия, враждебность или насилие по отношению к «чужим» возникает на основе эмоциональных факторов, которые, главным образом, направлены не на «чужих», а в большей степени против незнакомых людей в целом. У детей с высоким уровнем ксенофобии можно обнаружить чувства, напоминающие чем-то мизантропию или отсутствие социальной компетентности.

Девиантное поведение

Третий путь развития демонстрируют лица, совершившие преступления на почве ненависти, которые в подростковом возрасте проявляли провокационное, антисоциальное и девиантное поведение. Возникновение этого пути связано, как правило, с тем, что молодые люди прогуливают школу, гуляют без дела, пьют алкогольные напитки.

Для того, чтобы проявить себя они часто дразнят взрослых – например, выкрикивают нацистские лозунги, значение которых зачастую не понимают. Позже такие подростки могут совершать преступления, начиная от воровства и заканчивая нанесением физического вреда в отношении лиц другой национальности, расы или религии.

Правоэкстремистская идеология

Для многих преступников, совершивших преступления на почве ненависти, характерен четвертый путь развития, связанный с возникновением правоэкстремистской идеологии. Иногда детей привлекают рассказы о войне, окрашенные сочувствием к нацистской идеологии.

Как правило, вначале нацистские лозунги повторяются детьми без понимания их содержания. Подростки могут поддерживать идеи некоторых взрослых, которые разделяют расистские и крайне экстремистские взгляды. Позже в их жизни такие не вполне сформировавшиеся мнения могут связаться с неонацистской идеологией в основном благодаря группам сверстников.

Эти установки, однако, рационализируют общие агрессивные тенденции, личные проблемы, тревожность или проблемы с самооценкой. Такие преступники обычно не способны последовательно аргументировать свои политические взгляды.

Если верить научным изысканиям, то можно прийти к очень плачевному выводу: большая часть преступников имела длинную историю возникновения ксенофобских установок и поведения, уходящую глубоко корнями в детство. Многих правонарушителей исключали из школ, даже иногда из детских садов, за агрессивное поведение.

Часто эти общие агрессивные тенденции находят выражение в ксенофобских проявлениях уже в юношеском возрасте. Кроме того, нередко преступники имели делинквентную историю (кражи в магазине, грабежи, вождение без прав, шантаж других подростков, нападения с нанесением травм и т.д.) и совершали преступления на почве ненависти (нападение на беженцев, избиение панков, вовлечение в пропаганду фашизма и т.д.).

Сложные взаимосвязи между агрессией, девиантным поведением, ксенофобией и правоэкстремистской идеологией, с одной стороны, затрудняют понимание возникновения такого поведения, но с другой – позволяют шире взглянуть на причины их возникновения и их взаимосвязи, что поможет разработать меры по профилактике девиантного поведения среди молодого поколения. Согласитесь, гораздо более эффективно бороться с первопричинами, а не пытаться ликвидировать следствие многолетней проблемы?!

В следующем материале мы расскажем вам о том, как можно предотвратить появление ксенофобии и как помочь человеку справиться с девиантным поведением.

Ильмира Гафиятуллина

Также по этой теме читайте: 

 

Социальные комментарии Cackle