Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Выставка в Галереи современного искусства ГМИИ РТ

Выставка в Галереи современного искусства ГМИИ РТ

Известный живописец Алексей Венецианов сказал: «Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа».

Картины смогли сохранить многовековую историю, запечатлев на своих полотнах знаковые события, а каждый мазок кисти автора снова возвращает нас в далёкое прошлое, когда наши предки отстаивали Болгар, принимали Ислам и сражались за Родину в годы Великой Отечественной войны. Увидеть это можно в работах казанских художников, чья выставка открылась в стенах Галереи современного искусства ГМИИ РТ.

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Открытие четырёх выставок ознаменовало собой старт целого проекта, который призван рассказать о разных периодах не только становления республики, но и всей истории народа Татарстана. Ознакомиться с работами экспозиции можно вплоть до 6 сентября. Для этого достаточно лишь подняться на второй и третий этаж Галереи современного искусства ГМИИ РТ. Там вас ждут выставки «Между Волгой и Уралом» Рустема Хузина, «Моей Отчизне» Ильнура Сиразиева, «Гравюра сегодня» Веры Карасёвой и «Дорога к моим истокам» Равиля Загидуллина.

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Интересно, что в этом году активное участие в подготовке экспозиции приняли участие и специалисты Института археологии Академии наук Республики Татарстан. Их вклад вылился в отдельно созданное выставочное пространство, где вы можете полюбоваться остатками глиняной посуды и изразцов, насладиться необычной красотой и убранством стеклянны ваз и металлических кувшинов. Все экспонаты были найдены при раскопках в Казанском Кремле, Билярском городище и Булгаре.

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Как отметил в ходе торжественного открытия руководитель Института археологии Айрат Ситдиков, такой необычный, но очень эффективный способ сотрудничества позволяет трансформировать работу художников из творческого в научно-исследовательский процесс.

По словам директора ГМИИ РТ Розалии Нургалеевой, проект, приуроченный к столетию республики ещё будет продолжаться и продлиться до конца года. Завершится он в декабре в национальной галерее «Хазинэ» экспозицией картин художников 20-30-х годов прошлого века.

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Пожалуй, отличительной чертой выставки можно назвать мастерство художников, которые через свои написанные картины позволяют словно перенестись на несколько веков назад. Вот ты идёшь мимо работ и словно видишь дорогу, по которой каждый день ходила татарская девушка, чтобы набрать домой чистой родниковой воды. Шаг влево, и вот ты уже перенёсся в 922 год и видишь Ибн Фадлана, который пришёл на территорию Волжской Булгарии с очень важной миссией, став толчком к принятию Ислама в качестве государственной религии.

А пройди чуть дальше и ты столкнёшься лицом к лицу с защитниками Казани, которые противостояли войскам Ивана Грозного и старались не допустить разрушения Казанского ханства и взятия Казани. Интересно, что буквально на каждой картине, изображавшей жизнь и быт наших предков, видны минареты татарских мечетей, а взгляд притягивает строгий, но при этом дышащий национальным колоритом и отличающийся от всего вокруг, костюм «жителей» картин.

[slider]

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

[/slider]

Если говорить о картинах Равиля Загидуллина, то для них характерны отрешённость от повседневной суеты, обращение к вечным, не сиюминутным понятиям: к празднику, творчеству, труду, защите родной земли. В стенах Галереи собраны его работы, посвящённые теме Болгар, работы из серии «Черемисская война», а также картины, созданные художником в разные периоды жизни. Большая часть его творчества связаны между собой стремлением познать и открыть для других средневековую историю татарского народа, события и эпизоды из истории Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

[slider]

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

 

[/slider]

Значительная часть залов второго этажа посвящена работам Рустема Хузина, являющегося представителем классической реалистической живописи. Для его полотен характерны монументальность обобщения, типизация образов, выявление героических и индивидуальных психологических черт, поддерживающих идею картины персонажей.

[slider]

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

[/slider]

Особо яркое выражение в творчестве мастера получили сюжетно-тематические картины исторического, батального и бытового жанров. На выставке «Между Волгой и Уралом» представлены работы исторического жанра, рассказывающие о событиях периода X–XIII веков, происходивших на территории Волжской Булгарии, ярко переданы образы городских и сельских жителей, в которых легко узнать родные глазу черты.

Своих современников, родных, односельчан и коллег-художников воспел Ильнур Сиразиев на выставке «Моей Отчизне». Обязательно стоит обратить внимание на его работы, в которых каждый мазок выражает безусловную любовь и теплоту как к отдельно взятому представителю татарского народа, так и ко всей нации в целом.

Вера Карасева – один из немногих современных художников Казани, профессионально занимающихся искусством гравюры. Гравюра сочетает в себе творчество с ремеслом, требующим приложения значительных физических усилий, сопряжённым с вредными и опасными условиями работы, как в офорте, являющемся любимой техникой Веры Карасевой.

На выставке «Гравюра сегодня» представлены произведения из серий «Исторические города Татарстана», «Мой Свияжск», а также альбом с гравюрами «Перспективные виды Казани, рисованные с натуры...».

Татарстан столетней давности – каким его увидели мастера живописи и археологии

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle