Розовая вода из Омана – традиция и современность

Розовая вода  издревле ценилась в мусульманских странах и как косметическое средство, и как основа для изготовления духов, и как кулинарный компонент.

Особенно популярна она у мусульман Ближнего Востока в месяц Рамадан, когда  многочисленные повара  используют ее  для приготовления блюд на ифтар и праздничных угощений во время Ид-аль-фитр и Ид-аль-адха, а также добавляют в напитки и традиционные арабские сладости.

При изготовлении традиционной арабской парфюмерии компоненты розового масла и розовой воды также до сих пор широко используются в мусульманских странах.Так, например, кухль или сурьму, которую традиционно, по Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, употребляют для подкрашивания век и ресниц часто смешивают с розовой водой для приготовления пастообразной смеси, которую потом наносят на глаза. Считается, что кухль обладает целебным действием и помогает лечить глазные болезни.

Первое письменное упоминание об использовании розы для получения розовой воды и эфирного масла было зафиксировано арабским философом Ибн Хальдуном   в его «Хрониках», датируемых  916 годом. Он писал, что в VIII и IX веках розовая вода, полученная посредством дистилляции, была важным  товаром на пространстве между Китаем и Византией.

В девятом веке аль-Кинди написал свое сочинение «Китаб кимийя аль-‘итр ва тас’идат (Книга о химии духов и их перегонке), но считается, что искусство изготовления растительной  парфюмерии и розовой воды пришло на Ближний Восток из Индии. 

Наибольшее количество розовой воды в то время производила Персия. Халиф Мамун получал ежегодно от персидской провинции Фарзистан по 30 000 сосудов розовой воды, поэтому долина в окрестностях города Шираз называлась Гюлистан (Розовая долина).

В Странах Ближнего Востока с конца марта по середину мая – время сбора урожая роз для изготовления розовой воды.

В Омане, в горах Аль-Джабаль Аль-Ахдар в это время  розовые кусты, выращиваемые на специальных фермах,  зацветают и окрашивают их в розовый цвет. Когда зацветают фруктовые сады на высотах 3000-4000 метров над уровнем моря возникает удивительная картина, в которой сочетается буйство весенних красок и вечная весенняя молодость природы.

Одновременно начинается сбор молодых бутонов роз, которые только раскрылись и еще не высушенные жаром набирающего силу солнца, сохраняют свою свежесть и аромат. Нужно уловить этот момент и не дать им исчезнуть. Поэтому сборщики роз с раннего утра работают на 90 фермах, расположенных в горах.

Молодые бутоны собирают в импровизированные мешки из кусков ткани, затем упаковывают в пакеты и везут вниз, в деревни, где крестьяне уже установили самодельные перегонные емкости.

Большая часть розовой воды изготовляется в деревнях Аль-Акр, Вади Бани Хабиб и Аль-Фикайна.

Лепестки роз помещают в традиционные глиняные сосуды, которые называются «аль-духджан» и заливают водой. Затем их накрывают медной крышкой и  кипятят на слабом огне в течение четырех часов. После этого   полученную воду переливают в медный сосуд. Затем кипятят новую партию розовых бутонов. Закипевшую  воду переливают в огромный котел, называемый «аль-карас», где она находится в течение 30 дней. После этого она готова для использования. Ее наливают в бутылки и выставляют на продажу.

Однако, таким «дедовским» способом невозможно произвести достаточно больших объемов этого ценного сырья, хотя извлечение дополнительных прибылей могло бы послужить делу экономического развития деревень, в которых сохраняется это традиционное занятие.

Правительство страны ищет возможности инвестиций в это древнее ремесло, учитывая, что в  районе Аль-Джабаль Аль-Ахдар  идеальные условия выращивания роз и получения розовой воды, что обещает развитие выгодного бизнеса: ведь только один розовый куст  дает за сезон 15-20 килограммов роз, из которых можно изготовить около  7,5 литров розовой воды высокого качества.

Уже сейчас доходы от ее производства составляют большую часть прибыли фермеров в этом районе, а при правильном развитии они лишь увеличатся.

Как рассказывают сами фермеры, министерство сельского хозяйства Омана оказывает им помощь, в частности, помогая организовывать процесс дистилляции  на более современном уровне.  Сами же фермеры хотели бы чтобы цена на их продукцию была выше.

Производители парфюмерии из стран Персидского залива скупают  почти всю  розовую воду, производимую в Аль-Джабаль Аль-Ахдар, высоко оценивая ее качество. Им также нравится наблюдать традиционные работы по ее перегонке.

Крестьяне надеются, что старая традиция, культивируемая жителями Аль-Джабаль Аль-Ахдар,  которая к тому же служит источником их существования, не прекратится со временем, а обретет второе дыхание не в последнюю очередь благодаря аромату  роз, растущих на горных склонах этого небольшого  прибрежного государства.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle