Эксперт: мозаичность и сетевой активизм - основные особенности современного мусульманского сообщества
О современных тенденциях развития ислама в России в рамках регулярного лектория Islamica, организованного Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования, рассказал Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО.
- Для современного мусульманского общества характерен рост мобильности. Сюда относятся такие процессы, как миграция людей и идей, то есть изменение традиционной картины распространения богословско-правовых толков, размывание гомогенности культурных ареалов и складывание смешанного «урало-сибирского ареала».
Особая характеристика современного мусульманского сообщества - его мозаичность.
Сюда входит определение понятия, что есть «традиционный ислам». Действительно ли ислам мирный, если мерило «традиционности» - отсутствие экстремизма? Ханафиты, шафииты и суфии на Северном Кавказе – кто из них «традиционный»? Нельзя вычеркивать из поля зрения и мозаичность исламского поля на территории Российской Федерации и широкую распространенность салафитских групп.
- Одной из характеристик современной ситуации вокруг исламской части населения нашей страны является активизация ислама. Помимо того, что мусульманство становится активным игроком на политической арене, все более заметным становится сужение светского пространства в Чечне и Республике Дагестан. Причем процесс этот проходит, зачастую, и «сверху» и «снизу».
Сюда же относится и такое понятие, как полиюридизм, то есть сосуществование в одном и том же социальном поле нескольких параллельных правовых систем. Это обусловлено проживанием в государстве различных этносов, национальностей, последователей разнообразных религиозных верований, а также многообразием действующих источников права.
Возьмем, к примеру, осетин. Исходя из того, что одна часть из них исповедует православие, а другая – ислам, их право формировалось под влиянием как религиозных канонов обоих религий, так и под влиянием обычного права, позже законодательного права.
- Есть еще момент вызовов системе государственно-исламских отношений. Это и кризис системы духовных управлений, и появление влиятельных, конкурирующих неформальных лидеров и структур, которые подрывают их авторитет.
Учитывая, что мы с вами живем в информационном обществе, где каждый наш шаг практически в ту же секунду становится достоянием масс, приходим к еще одной характеристике современного исламского общества – виртуализация. Это и рост влияния виртуальных проповедников, и создание виртуальных джамаатов. Все это приводит к сетевому активизму: идет не просто создание и дальнейшее развитие виртуальных сетевых групп, но и эффективная вербовка.
- Нужно уделить отдельное внимание вопросу изменения подходов к построению отношений между государством и мусульманской уммой, наладить взаимодействие между государством и религией. Как я это вижу: государство должно исполнять надзорные функции, причем над всеми абсолютно и выступать в роли беспристрастного наблюдателя.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Читайте также:
-
Почему мы читаем Коран, даже если ничего не понимаем?
Старый американский мусульманин жил на ферме в горах Восточного Кентукки вместе со своим маленьким внуком. Каждое утро дедушка вставал рано, сидя за кухонным столом, читал Священный Коран...
-
Вымышленные хадисы: что должен знать каждый мусульманин?
Хадис 1: «Когда Аллах хочет спуститься на небо нашего мира, то он лично спускается с Трона». Такой хадис мог передать только Даджжаль. Как сказано в книге Суйуты «Зайлу-ль мавду’ат», эти слова в качестве хадиса передал Абу Бакр Мухаммад ибн Иса ат-Тарасуси. Тарасуси, в свою очередь, сказал, что передал эти слова от Нуайма ибн Хаммада. Тот передал от Джарира, а Джарир от Лейса, а он от Бишра, а он от Анаса. После этго Суйуты критикует эту цепочку передатчиков, говоря: «Нуайм ибн Хаммад уже не раз передал недостоверные хадисы.
-
В чем смысл обряда забрасывания шайтана камнями?
Мина, то святое место, где Ибрахим и Исмаил (алейхумассалям), забросав шайтана, одержали над ним победу, стало местом напоминания человеку о покорности Господу.
Забрасывание шайтана начинается с борьбы с шайтаном внутри себя. Как мы говорили перед этим, шайтан, преследовал Ибрахима, Исмаила и Хаджар (алейхимуссалям), чтобы ввести их в сомнение. Забрасывание шайтана является ваджибом и напоминает о том, как делали это они.
Забрасывание, в какой-то степени, является и проклинанием. Ведь в то время проклинали, забрасывая камнями. И слово «раджим» (побитый камнями) употребляют для шайтана, чтобы показать его проклятость.
-
Можно ли мусульманину употреблять в пищу конину?
Сегодня на прилавках магазинов, слава Аллаху, настоящее изобилие, и это не может не радовать. Много и халяльной продукции. Среди мясных продуктов встречаются изделия из конины: колбасы, а также копчености. Некоторые утверждают, что правоверным не дозволено употреблять в пищу конину, даже если она забита обработана по мусульманским обычаям.
-
Носил ли пророк Мухаммад тюбетейку?
И является ли это обязательным для мусульманина?
-
5 дуа для тех, кто хочет жениться
Человек создан существовать в паре. Одиночество не естественно для человека. Аллах ниспослал самое прекрасное чувство любви, которые он помещает в сердца людей, чтобы они объединяли свои судьбы в единое и находили в друг друге успокоение. В этом величайшая всеобъемлющая милость Аллаха, который сделал большим счастьем и удовольствием этого мира союз двоих людей. Обретя однажды близкого и родного человека, мы стремимся, чтобы любовь и теплые отношения длились между нами бесконечно. Сохранение теплых отношения и понимания между супругами в руках Всевышнего Аллаха. Дуа, которые способствуют укреплению чувств и сохранению любви между супругами:
-
Романтика в Исламе. Мужской взгляд
Одни и те же вещи мужчины и женщины воспринимают абсолютно по-разному. И понятие романтики мы тоже воспринимаем диаметрально противоположно. Предлагаем вам ознакомиться с мужским взглядом на этот вопрос.
-
Какую молитву нужно читать за своих родителей? (Аудио)
Став взрослыми, зачастую мы не можем сказать родителям слова благодарности лично. Единственное, что мы можем сделать для них, если даже находимся вдалеке, - это совершить за них дуа...