Как вывести человека из-под влияния вербовщика?
Что делать, если ваш близкий человек попал под разрушительное влияние деструктивных культов? Как вернуть его к прежней, нормальной жизни, при этом сохранив его психику в порядке? Какие есть методы по выведению личности из-под влияния сект и асоциальных организаций? А какой из них наиболее эффективный?
Ранее мы рассказывали вам о том, что существует три наиболее эффективных метода по выводу личности из деструктивных организаций, среди которых метод противодействия Д.Берга ("семья"), стратегия депрограммирования и метод Стивена Хассена. Сегодня мы более подробной остановимся на последнем, который, по мнению специалистов, является наиболее безопасным и успешным способом возвращения личности к обычной жизни, выведения ее из-под влияния культа или любой радикальной группы.
В своей первой книге Хассен предложил модель BITE (англ.) – поведенческий контроль, информационный контроль, контроль мыслительного процесса и эмоциональный контроль для описания контроля над сознанием. Стивен Хассен был на передовых рубежах проблемы контроля сознания и деструктивных культов в течение более чем 23 лет. Его перу принадлежит издание шумно одобренной критикой книги «Борьба с культовым контролем сознания: Бестселлер-руководство №1 по защите, спасению и исцелению от деструктивных культов». Именно он первым разработал новую концепцию помощи пострадавшим от контроля сознания, названной «подходом стратегического взаимодействия».
Этот подход является эффективной и легальной альтернативой для семей в помощи жертвам культа. Хассен поставил своей целью обучение членов семьи и друзей как стратегически влиять на человека, вовлеченного в группу. За годы своей работы Хассен провел многочисленные тренинги и семинары для профессиональных психиатров, педагогов и работников правоохранительных органов, также как и для семей, в которых есть члены культа.
Прежде чем разобрать, как надо действовать близким и родным, выводя человека из деструктивной организации, необходимо понять саму суть воздействия культа на отдельно взятую личность, механизмы их работы и степень влияния на человека.
В первую очередь, не лишним будет обратиться к самому определению понятия «культ». Вот что говорит Вебстеровский Третий Новый Международный Словарь:
- Религиозная практика; богослужение.
- Обычно небольшой или узкий круг людей, объединенных сильной привязанностью (преданностью) к некоторой художественной или интеллектуальной программе, тенденции или фигуре (привлекающей ограниченную популярность).
По этому определению, большинство групп могут считаться культами. К тому же, культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.
В свою очередь, деструктивный культ — это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая), которая практикует:
- обманную вербовку;
- прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине.
По этой модели, именно то, что группа делает, сама наполненность действий, придает ей деструктивный характер, а не ее неортодоксальные верования.
Вербовка в подобные организации, по Стивену Хассену, ведется с помощью двух методов: контроль сознания и "промывание мозгов". Когда речь идет о "промывании мозгов", то здесь характерна принудительность, физическое лишение свободы, зачастую использование пыток и прямого насилия. Вначале "промыватели мозгов" рассматриваются как враги, но в последствии именно они и формируют податливое поведение: ложные исповеди, признания.
Характерными чертами контроля сознания являются добровольное участие и сотрудничество. Изначально контролеры сознания рассматриваются в качестве добрых друзей, которые в ходе своих действий создают абсолютно новую идентичность (интернализация новых верований).
Контроль сознания может быть понят в свете четырех основных сфер: контроль поведения, информации, мышления (мыслей) и эмоций (чувств).
Рассмотрим каждый из этапов в отдельности.
Контроль поведения
- Регулирование индивидуальной физической реальности: где и с кем живет последователь культа; какую одежду, прически он носит, какие цвета предпочитает; какую пищу он ест; сколько ему позволяется спать; финансовая зависимость.
- Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
- Необходимо спрашивать разрешение для важных решений.
- Награды и наказания.
- Отбивается охота к индивидуализму. Превалирует групповая мысль.
- Жесткие правила и предписания.
- Необходимость покорности и зависимости.
Контроль информации
- Использование обмана (лжи): умышленно утаивается информация, происходит ее искажение, чтобы сделать более приемлемой; открытый обман.
- Доступ к некультовым источникам информации сводится к минимуму или устраняется приверженность к ним: газеты, журналы, ТВ, радио; полное отсутствие критической информации; блокировка возможности общения с бывшими участниками; полное погружение участников в культовую деятельность настолько, чтобы они не имели времени думать.
- Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин: нет свободного доступа к информации; информация варьируется на различных уровнях и подразделениях внутри пирамиды; лидер решает, кто и что «должен знать».
- Поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от (культовых доктрин) мыслях, чувствах и действиях (поступках).
- Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды: бюллетени, журналы, газеты, аудиозаписи, видеозаписи; неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников.
- Использование исповеди: информация о «грехах» используется, чтобы уничтожить границы личности; прошлые грехи используются, чтобы манипулировать и контролировать — нет прощения или отпущения грехов.
Контроль мышления
- Необходимость интернализации (понуждение к восприятию) групповой доктрины как «Истины»: схема = реальность; жесткое деление на черное и белое, добро и зло, Мы против Них (групповое против внешнего мира).
- Принятие «нагруженного» языка (характеризующегося мыслительными клише).
- Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.
- Техники прекращения мышления: отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительность (мышление желаниями); монотонное говорение; медитация; произнесение молитв; общение на «языках»; пение или гудение.
- Нет — критическим вопросам о лидере, доктрине или политике, признаваемой единственно правильной.
- Нет — альтернативным системам верования и признанию их правильными или хорошими.
Контроль эмоций
- Манипулирование и сужение спектра чувств личности.
- 3аставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда видели свою вину.
- Чрезмерное использование вины: Вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом); откуда ты; твоя семья; твое прошлое; твои привязанности; твои мысли, чувства, поступки. Социальная вина. Историческая вина.
- Чрезмерное использование страха: боязнь мыслить независимо; боязнь «внешнего» мира; боязнь врагов; боязнь потерять свое «спасение»; боязнь природных бедствий.
- Крайности эмоциональных пиков и спадов.
- Ритуальное и часто публичное признание «грехов».
- Индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности «вовне»; страшные последствия будут иметь место, если вы уйдете; не может быть оправданных причин для выхода (из культа).
Существует три стадии завоевания контроля над сознанием.
1. Размораживание
Характеризуется такими методами, как дезориентация, изменение диеты, медитации, монотонное говорение, лишение сна и приватности. Человека принуждают поставить под сомнение свою идентичность.
2. Изменение.
На этой стадии происходит создание и навязывание новой идентичности, другими членами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.;
3. Замораживание (закрепление новых моделей поведения):
На этой стадии новая идентичность укрепляется. Происходит отказ от старой идентичности, в том числе имущества, осуществляется переход к культовой деятельности вербовке, сбору пожертвований и т.д.
Итогом такой вербовки становится наличие определенного вида проблем у жертв культового контроля сознания. Среди которых: крайнее нарушение идентичности, приступы паники и тревожности, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, потеря друзей, семьи, духовное «насилие» над душой.
Люди покидают культы несколькими путями: уходят, их выгоняют, им советуют уйти (уходят по совету, в результате консультации). Здесь многое зависит от глубины, вовлеченности в группу, от опыта (был ли участником подобных культов ранее).
В процессе по выводу из культа и последующей реабилитации главную роль играет процесс, а семья и друзья представляют собой команду стратегического взаимодействия. Не должно быть абсолютно никакой критики, так как необходимо заручиться полным доверием человека. Предварительно нужно собрать всю возможную информацию о той секте, куда попал человек: когда возникла, кто стоял у истоков, кто и почему ушел, какую деятельность эта организация ведет, что говорят о ее лидере посторонние, сами сторонники секты. Эта информация позволит посеять зерна сомнения, и перед человеком встанет вопрос: слепая вера или, все-таки, знание? При выведении из деструктивного культа важно иметь портрет человек до и после попадания под воздействие вербовщика.
Важна работа с частями себя или с субличностями: обнаружение, принятие, обучение и интегрирование. Не лишним будет сделать письменный конспект впечатлений (опыта): временная линия, люди, события, места, рассортировав его при этом на позитивные, негативные и курьезные впечатления (переживания); восстановить мысли, чувства и поступки.
После выхода из культа человеку предстоит пересоздать свою личную жизнь: переделать личную историю, приобщаясь к новым людям, обретая умения, и приобретая силу действовать так, как хочется.
- а. Создать заново внутри себя мать, отца, братьев и сестер, друзей.
- б. Тщательно исследовать основные этапы своего развития, чтобы извлечь позитивный опыт.
Основной (ключевой) принцип состоит в приобретении способностей (безопасности, доверия, новых взятых за образец умений), а не просто в повторном переживании травмы! Здесь важно и нужно обратиться к специалистам, встречаться и поддерживать общение с другими бывшими участниками культов.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Читайте также:
-
Овощи и фрукты, упомянутые в Коране: введение
В сочетании с некоторыми продуктами питания в Коране упомянуты овощи и фрукты. Однако не дано широкого и подробного описания характеристик этих продуктов. На самом деле детализация особенностей упомянутых фруктов и овощей противоречило бы цели ниспосылания Корана
-
Саад ибн Абу Ваккас – искусный стрелок из лука
Саад ибн Абу Ваккас (радыйАллаху анху)
Один из выдающихся сахаба, удостоенный вести о башарате, член Высшей Шуры сахабов, из тех, кто ранее всех принял Ислам. Когда пришел в мусульманство, ему было всего 19 лет. Его родословное древо: Саад ибн Абу Ваккас (Малик) ибн Вухейб ибн Габеманнаф ибн Зухра ибн Киляб. Состоит в родственной связи с Пророком Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) со стороны прадеда Киляба.
-
Мусульманские имена для мальчиков
Когда в семье рождается мальчик - это большое событие. Ребенок мужского пола в мусульманском мире является продолжателем рода, и имя ему подбирают с особым трепетом. Древние или современные, но они не должны перечить нормам священных Корана и Шариата. Большая часть имен для сыновей имеет персидские и тюркские корни.
Хорошее значение имени дарит своему обладателю благословение всевышнего и защиту от всяческих мирских бед. Аллах будет милостив к тем, у кого имя начинается с приставки «абд», что в переводе с арабского обозначает «раб», то есть этот человек будет являться служителем Божьим.
-
Следуем Сунне: как должны выглядеть руки мусульманина?
Стрижка ногтей является одной из сунн, относящихся к естественным потребностям человека. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) упомянул стрижку ногтей в числе пяти видов очищения, присущих естеству человека.
-
8 хадисов о таравих-намазе
Таравих-намаз является обязательной сунной Посланника Аллаха (мир ему) в эти благословенные дни. В своих хадисах наш Любимый Пророка (мир ему) о достоинстве и статусе данного намаза поведал:
-
Сунна пророка (мир ему) "тахник" и ее значение
Положить в рот новорожденного ребенка маленький кусочек разжеванного финика и помазать его губы мякотью финика является сунной. Данный обряд называется тахник.
-
Очередность пророков: от Йусуфа (а.с.) до Давуда (а.с.)
Когда свет любви к Аллаху проник в сердце пророка Йакуба (а.с.), на свет появился пророк Йусуф (а.с.), как олицетворение божественного света. Поэтому его рождение связано с именем Ан-Нур (Свет). Кто бы ни посмотрел на его светлый лик, тотчас влюблялся в него. Его мать, отец и братья, охваченные огнем этой любви, совершили перед ним земной поклон.
-
Поступок, который приравнивается к убийству пророка
Передано от ’Умара бин Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если сироту ударят, то от его плача трон Всевышнего Аллаха задрожит. Аллах Та’аля, даже если и знает лучше, скажет: «О, мои ангелы, кто обидел того, чьего отца Я скрыл под землей?».