Что может считаться вакфом?

Фото: MalikNalik / Shutterstock.com.

Фото: MalikNalik / Shutterstock.com.

В арабском языке при обозначении понятия «вакф», кроме самого термина «аль-вакф», используются также термины «аль-тахбис» и «аль-тасбиль», словарное значение которых одно — «удержание (запрещение) от распоряжения».

Наиболее распространенным и употребительным словом как среди ученых-правоведов, так и большинства мусульман, является слово «вакф». В Тунисе, Алжире и Марокко институт вакфа исторически именуется словом «аль-тахбис» или «аль-хубус», вследствие использования данного слова в маликитской богословско-правовой школе (мазхабе).

Относительно шариатского определения вакфа среди ученых есть различные мнения. Определение Абу Ханифы «Вакф» — это удержание какого либо имущества от владения людьми и извлечение пользы в виде благотворительности для бедняков, хотя бы и в совокупности или на любые другие благотворительные цели».

Мульк — собственность в исламе и ее виды

«Посвящение какого-либо предмета какой-либо цели таким образом, что лицо, которому первоначально принадлежал этот предмет, сохраняет на него права собственности, и лишь пользование этим предметом идет на какие либо благотворительные дела в виде как бы ссуды. Но так как сам акт учреждения вакфа подобен ссуде, не носит характера абсолютного, то лицо, учреждающее вакф, считается имеющим право взять обращенное в вакф имущество назад; а следовательно, дар или продажа этого имущества должны также считаться законными.

Обобщив приведенные выше определения Абу Ханифы, вакфу можно дать следующее определение: «Вакф — это посвящение какого-либо имущества на безвозмездное извлечение из него пользы бедняками или на любые другие благотворительные цели, в результате которого само имущество остается в распоряжении учредителя вакфа.

При этом сам акт учреждения вакфа не носит абсолютный (обязательный) характер, означающий, что учредитель вакфа в любое время обращенное в вакф имущество может взять обратно, а также подарить или продать, а после его смерти оно переходит наследникам и распределяется между ними согласно их доле. Но если наследники согласны на передачу этого имущества как вакф, то он увековечивается».

Фото: Alim Yakubov / Shutterstock.com.

Фото: Alim Yakubov / Shutterstock.com.

Доводы Абу Ханифы

1. Пророк ﷺ сказал: «Имущество после смерти владельца не может быть не разделено между его наследниками» (приводится в сборнике хадисов ад-Даракутни от сподвижника Ибн Аббаса).

2. Право лица, учреждающего вакф на имущество, обращаемое в вакф, должно сохранить свою силу на том основании, что создания Всевышнего Аллаха могут законно пользоваться обращенным в вакф имуществом либо путем возделывания (если вакф состоит из земли), либо путем проживания (если он состоит из жилища), и если бы никто не имел права собственности на вакф, то всякие акты по отношению к нему были бы незаконными, как незаконны они к мечетям.

Поэтому право собственности на вакфы сохраняет свою силу, и это право должно принадлежать лицу, учреждающему вакф, а не кому-либо другому, т.к. только это лицо имеет право расходовать доход с вакфа на те цели, для которых вакф учрежден, и назначать над ним попечителя. И поскольку в самом термине «вакф» кроется понятие о благотворительности, то пользование им сходно с таким понятием в мусульманском праве, как «аль-гария» («безвозмездное предоставление пользования какой либо вещью без передачи права собственности»).

Виды и условия вакфа

3. Учредитель вакфа желает обратить доходы с него на выполнение какой-либо благотворительной цели навсегда, что невозможно, если он не сохранит право собственности на имущество вакфа.

4. Невозможно, чтобы право собственности учредителя вакфа на имущество вакфа прекратилось при его жизни без перехода его в собственность какого-либо другого лица, т.к. закон не допускает, чтобы предмет, пока существует, выходил из владения одного лица, не переходя во владение другого собственника.

"Гражданские и финансовые правоотношения"

Социальные комментарии Cackle