Аренда по-исламски: дозволенность, виды и нюансы

Фото: Michael Dechev / Shutterstock.com.

Фото: Michael Dechev / Shutterstock.com.

Передача в собственность (тамлик) бывает двух видов: передача в собственность какого то конкретного предмета или вещи, а также передача в собственность узуфрукта.

Передача в собственность предмета или вещи также бывает двух видов: возмездная, когда предмет является товаром, и безвозмездная, если предмет является подарком, милостыней либо завещанием.

Передача в собственность (тамлик) пользы бывает двух видов:

  1. без вознаграждения (имущество передается в безвозмездное пользование (и‘ара) либо завещается);
  2. за вознаграждение (имущество арендуется). В данном случае имеется в виду аренда пользы. Аренда именуется также и как продажа пользы из-за наличия в такой сделке смысла продажи. Это ни что иное, как оплата взамен пользования.

Слово «аль-иджара» в арабском языке дословно означает название платежа или платы наемному работнику. Однако данное слово больше известно в значении «продажа узуфруктов», которая заключает в себе передачу имущества в пользование за вознаграждение (продажа пользы).

С точки зрения терминологии исламского права «аль-иджара» — это договор на пользование за плату, по-другому передача в собственность (тамлик) какой либо пользы за плату. Договор аренды утверждается постепенно, час за часом, в соответствии с возникновением с течением времени той или иной пользы. В договоре на месте пользы указывается сам объект аренды, так как договор аренды присоединен к нему, для того чтобы связать предложение (оферта) с принятием (акцепт) и осуществить возможность получения в полной мере того, относительно чего был заключен договор.

Что может считаться вакфом?

Аренда пользы, в противовес кыясу, стала законной на основе истихсана (вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии), так как люди нуждались в аренде. Противоречие кыясу проявляется в том, что сама польза в момент заключения договора не существует, а продажа несуществующего запретна, однако она стала дозволенной из-за необходимости в ней.

Доказательством дозволенности аренды являются слова Всевышнего «Если они кормят грудью ваших [детей], то платите им» (Коран, 65:6), а также аят: «… чтобы одни из них брали других в услужение» (Коран, 43:32). То есть через оплачиваемый труд.

Пророк ﷺ сказал: «Пусть тот, кто нанимает работника, сообщит ему о его плате». Данный хадис приводит Абдурраззак в своей книге «Мусаннаф», а также аль-Байхакы в книге «Ас-сунан аль-кубра».

К тому же на тот момент, когда Пророк ﷺ был наделен пророческой миссией, люди взаимодействовали друг с другом путем аренды, и получали молчаливое одобрение (икрар) Пророка Мухаммада ﷺ.

Фото: Inside Creative House / Shutterstock.com.

Фото: Inside Creative House / Shutterstock.com.

Относительно дозволенности аренды есть и единодушное мнение всех богословов (иджма).

Виды аренды

Аренда бывает двух видов.

  1. Арендование пользы [извлекаемой из какого либо предмета — прим. пер.], в этом случае объектом договора будет пользование, как например, аренда домов, торговых лавок, земель, средств транспортировки, средств передвижения, разновидностей одеяний, подобно платьям и украшениям, посуды для готовки еды.
  2. Арендование труда, в этом случае объектом договора выступает труд. Это аренда, по которой заключается договор на известную работу, как например, перевозка или переноска товаров, постройка дома, шитье одежды, ремонт обуви и подобное этому.

Мульк — собственность в исламе и ее виды

Условия аренды

Правильность аренды определена множеством условий, четыре из которых являются наиболее важными.

  1. Согласие двух сторон договора, в связи с этим договор аренды под принуждением не будет считаться правильным.
  2. Необходимо, чтобы польза, извлекаемая из арендуемого предмета, и арендная плата были известны. Если эти вещи остаются неизвестными, то договор аренды, безусловно, не будет считаться правильным, дабы предотвратить спор и конфликт, а также из-за упомянутого ранее хадиса: «Пусть тот, кто нанимает работника, сообщит ему о его плате».
  3. Необходимо, чтобы вознаграждение или плата были имуществом, имеющим ценность с точки зрения ислама (маль мутакаввам), то есть дозволенным для использования.
    Все, что дозволяется использовать как стоимость в купле-продаже, дозволяется использовать как плату за аренду, потому что арендная плата и есть стоимость извлекаемой пользы и рассматривается как стоимость товара, а не наоборот (Т.е. арендная плата не рассматривается как стоимость товара), так как допускается аренда пользования взамен на пользование, если виды разнятся. Например, пользование землей взамен на пользование животным.
  4. Необходимо, чтобы пользование, являющееся объектом договора, было дозволенным с точки зрения шариата, как например, аренда дома для проживания, аренда сети для ловли рыб. Оставшиеся условия будут разъяснены позже при рассмотрении вопроса о разрешенном и запрещенном в аренде.

"Гражданские и финансовые правоотношения"

 

Социальные комментарии Cackle