Сколько рака’атов читается в таравих намазе? 8 или 20?

بسم الله الرحمن الرحيم
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْ لَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

Вопрос:

Сколько рака’атов в таравих намазе 8 или 20?

Ответ:

Таравих намаз является сунной муаккада. Единогласным мнением (иджма') сахабов, таби’инов и 4 имамов мазхабов является то, что таравих намаз состоит минимально из двадцати рака’атов.

Тот, кто оставляет молитву таравих в месяц Рамадан или сокращает ее, выполняя менее 20 рака’атов - совершает действие, противоречащие единогласному мнению сахабов и осуществляет поступок, от которого следует максимально отстраниться.

С началом Рамадана опять начались споры по вопросам, которые давно разъяснили праведные предшественники. Тема споров: какое количество рака’атов содержит намаз таравих: 20 или 8? Ученые написали несметное количество книг по этому вопросу с убедительными доказательствами в пользу 20 рака’атов, однако наши братья и сестры, не следующие мазхабу, пытаются настоять на том, что намаз таравих должен совершаться в 8 рака’атов.

Сначала нужно понять, что такое таравих. Это молитва, которая состоит из 20 рака’атов и совершается по 2 рака’ата во время Рамадана, после ночного (‘иша) намаза и перед витр намазом. Этот намаз совершается с джама’атом.

Шейх Джамиль Ахмад Сакрадви в «Ашрафуль-Хидая фи шархиль-Хидая» объясняет:
«Намаз таравих — это сунна муаккада (строгая сунна) и для мужчин, и для женщин, и это мнение верное. Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘аляйхи) также считал, что таравих является сунной муаккада».

Многие ученые приводят хадис от 'Абдуллы ибн ‘Аббаса (радыяллаху ‘анху), в котором он сообщает:

7692 - عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، «أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يُصَلِّي فِي رَمَضَانَ عِشْرِينَ رَكْعَةً وَالْوِتْرَ»

«В течение Рамадана Посланник Аллаха ﷺ совершал 20 рака’атов намаза, так же, как и намаз витр, без джама’ата».

Этот хадис приводят следующие ученые:

Те, кто не следует мазхабу, пытаются утверждать, что данный хадис не является достоверным. Они подвергают сомнению надежность одного человека в иснаде (цепочке передатчиков) хадиса, которого зовут Ибрахим ибн ‘Усман.

Шейх ‘Алляма Мухаммад ‘Али объясняет:

«Имам аль-Байхакы считал этот хадис да’иф (слабым), но не мауду' (ложным, выдуманным). Кроме того, мнение о слабости передатчика Ибрахима ибн ‘Усмана не является единогласным мнением. В «Тахзиб ат-Тахзиб» утверждается: «’Аббас ад-Дурри передает слова Яхьи ибн Му’ина, который передал слова Язида ибн Харуна, который говорил, что не было человека более ‘адиль (справедливого) в свое время, чем Ибрахим ибн ‘Усман».

Далее шейх Мухаммад ‘Али сравнивает его с Ибрахимом ибн Хайя и цитирует «Лисануль-мизан»: «’Усман ибн Са’ид ад-Дарми передает от Яхьи ибн Му’ина, что Ибрахим ибн Хайя был правдивым человеком, шейхом большой величины».

Кроме этого, он пишет: «Из этого видно, что Яхья ибн Му’ин называл Ибрахима ибн ‘Усмана большим и правдивым человеком и называл Ибрахима ибн Хайя правдивым и надежным шейхом. Ибн ‘Ади утверждал, что Ибрахим ибн ‘Усман был более афдаль (большим/превосходящим) чем Ибрахим ибн Хайя». 

Затем шейх Мухаммад ‘Али заключает: «Этот хадис не может быть назван слабым по причине слабости передатчика Ибрахима ибн ‘Усмана. Наоборот, это сообщение сильное и правдивое, как показано с помощью доказательств выше».

Исключение данного хадиса ни на что не влияет. Даже если мы согласимся с тем, что этот хадис совершенно не достоверен, это нисколько не повлияет на утверждение, что намаз-таравих состоит из 20 рака’атов.

Шейх ‘Азизур-Рахман в «’Азизуль-фатава» утверждает: «Даже если хадис явлется слабым, это не будет иметь значения, потому что текст хадиса установлен многочисленными асарами (известиями сахабов) (радыяллаху ‘анхум)». Таким образом, даже если не брать этот хадис, действия и высказывания сподвижников могут быть подтверждением действий и высказываний Пророка Мухаммада ﷺ.

Муфтий Абдуррахим Ладжбури в «Фатаваур-рахимия» пишет: «Они не в состоянии понять, что необходимость в сильной цепочке передатчиков существует тогда, когда есть расхождения во мнениях по какому-то вопросу (как в случае с тем, как говорить "амин": тихо или громко. Однако факыхи, мухадиссы и вся умма на протяжении столетий всегда принимали и совершали 20 рака’атов таравиха, и это единогласие само по себе является сильным доказательством».

В «Фатаваур-рахимийя» муфтий Абдуррахим Ладжбури приводит убедительные доводы, которые показывают, что 20 рака’атов таравиха были приняты всеми. 

Они приводятся ниже: «Здесь мы приведем несколько подборок цитат, показывающих, что 20 рака’атов таравиха были приняты уммой повсюду во все времена:

وَأَكْثَرُ أَهْلِ العِلْمِ عَلَى مَا رُوِيَ عَنْ عُمَرَ، وَعَلِيٍّ، وَغَيْرِهِمَا مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِشْرِينَ رَكْعَةً، وَهُوَ قَوْلُ الثَّوْرِيِّ، وَابْنِ الْمُبَارَكِ، وَالشَّافِعِيِّ. وقَالَ الشَّافِعِيُّ: وَهَكَذَا أَدْرَكْتُ بِبَلَدِنَا بِمَكَّةَ يُصَلُّونَ عِشْرِينَ رَكْعَةً

1. Имам Тирмизи утверждает, что ‘Умар, ‘Али, Суфьян ас-Саури (радыяллаху ‘анхум), ибн аль-Мубарак и имам аш-Шафи’и (рахматуллахи ‘аляйхим)— все совершали намаз таравих в 20 рака’атов. Он цитирует имама аш-Шафи’и, который говорил, что видел, как люди Мекки совершали 20 рака’атов. 

أَنَّ عُمَرَ، - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - لَمَّا جَمَعَ النَّاسَ عَلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ، وَكَانَ يُصَلِّي لَهُمْ عِشْرِينَ رَكْعَةً

2. В известном сборнике хадисов «Канзуль-‘Уммаль» сообщается, что ‘Умар поручил ‘Убай ибн Ка’абу (радыяллаху ‘анхум) возглавить намаз таравих в 20 рака’атов. ‘Убай (радыяллаху ‘анху) затем руководил молитвой, которая совершалась в 20 рака’атов.

عن: السائب بن يزيد، قال: كُنَّا نَقُومُ مِنْ زَمَنِ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ بِعِشْرِينَ رَكَعَةً وَالْوِتْرَ

3. Имам аль-Байхакы передает сообщение, где Саиб ибн Язид (радыяллаху ‘анху) сообщает, что они совершали 20 рака’атов таравих-намаза во время правления ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али (радыяллаху ‘анхум).

وَرَوَى مَالِكٌ، عَنْ يَزِيدَ بْنِ رُومَانَ، قَالَ: كَانَ النَّاسُ يَقُومُونَ فِي زَمَنِ عُمَرَ فِي رَمَضَانَ بِثَلَاثٍ وَعِشْرِينَ رَكْعَةً. وَعَنْ عَلِيٍّ، أَنَّهُ أَمَرَ رَجُلًا يُصَلِّي بِهِمْ فِي رَمَضَانَ عِشْرِينَ رَكْعَةً. وَهَذَا كَالْإِجْمَاعِ

4. В другом сообщении от Язида ибн Румана (радыяллаху ‘анху) в «Муватте» имама Малика (рахматуллахи ‘аляйхи), говорится, что во время правления ‘Умара (радыяллаху ‘анху) люди совершали 23 рака’ата таравих-намаза вместе с намазом витр.

‘Алляма ан-Навави (рахматуллахи ‘аляйхи), пишет в своих комментариях к «ас-Сахиху ли Муслим», что 20 рака’атов таравиха являются отличительным признаком Ислама, так же, как праздничные молитвы. Также в «Та'ликатуль-Хидайя» утверждается, что тот, кто будет совершать только 8 рака’атов таравих-намаза, будет виновен в оставлении Сунны.

Существует множество свидетельств, подтверждающих законность совершения 20-ти рака’атов таравих-намаза. Как видно из приведенных цитат, сподвижники всегда совершали таравих подобным образом. Ни один человек из сподвижников ни разу не вышел вперед и не сказал, что намаз-таравих должен состоять не из 20-ти рака’атов, а из 8-ми. На протяжении веков все были согласны, что таравих состоит из 20-ти рака’атов, но в наше время те, кто отрицает следование мазхабу, вдруг стали утверждать, что он должен состоять только из 8-ми рака’атов. Таким образом, они выступают против всех сахабов и поколения после них.

Дальше будут рассмотрены доказательства и аргументы, представленные теми, кто не следует мазхабу. Хотя они предъявляют пару хадисов, чтобы доказать свою правоту, будет видно, что эти так называемые доказательства есть ничто иное, как неправильное толкование и искажение. Ниже их претензии будут рассмотрены.

Хадис от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха), где говорится об 11-ти рака’атах молитвы.

Имам, не следующий мазхабу, Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин в своей «Фатава Аркануль-Ислям» пишет: «Намаз таравих является Сунной, которая предписана Посланником Аллаха ﷺ. Что касается числа его рака’атов, их одиннадцать в соответствии с тем, что передается в «Сахихайн» со ссылкой на авторитет ‘Аиши (радыяллаху ‘анха).

Ее спросили, как совершал молитву Посланник Аллаха ﷺ во время Рамадана, и она сказала: «Он не совершал более, чем 11 рака’атов, ни в Рамадан, ни в другие месяцы» (передают аль-Бухари в «Книге тахаджуда», в главе «Ночная молитва Пророка » (1147) и Муслим в «Книге молитвы путешественников», в главе «Ночные молитвы» (125))».

Хотя ‘Усаймин утверждает, что этот хадис относится к намазу таравих, очевидно из текста полного хадиса, что ‘Аиша (радыяллаху ‘анха), имеет в виду молитву тахаджуд. Полный текст хадиса, как он записан в «Сахихе аль-Бухари», приводится ниже: Передал Абу Сальма ибн Абдуррахман:

عَنْ أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّهُ سَأَلَ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا: كَيْفَ كَانَتْ صَلاَةُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي رَمَضَانَ؟ قَالَتْ: مَا كَانَ يَزِيدُ فِي رَمَضَانَ وَلاَ فِي غَيْرِهِ عَلَى إِحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً، يُصَلِّي أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ، فَلاَ تَسْأَلْ عَنْ حُسْنِهِنَّ وَطُولِهِنَّ، ثُمَّ يُصَلِّي أَرْبَعًا، فَلاَ تَسْأَلْ عَنْ حُسْنِهِنَّ وَطُولِهِنَّ، ثُمَّ يُصَلِّي ثَلاَثًا، فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ تَنَامُ قَبْلَ أَنْ تُوتِرَ؟ قَالَ: «تَنَامُ عَيْنِي وَلاَ يَنَامُ قَلْبِي»

«Я спросил ‘Аишу (радыяллаху ‘анха): «Как совершал молитву Посланник Аллаха ﷺ в течение месяца Рамадан?» Она сказала: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не совершал более 11-ти рака’атов ни в Рамадан, ни в другие месяцы, обычно он совершал 4 рака’ата — но не спрашивайте меня об их красоте и продолжительности! — затем 4 рака’ата, — но не спрашивайте меня об их красоте и длительности! — и затем еще 3 рака’ата». Далее ‘Аиша (радыяллаху ‘анха) говорит: «Я спросила: «О Посланник Аллаха ﷺ! Ты спишь, перед тем как совершать намаз витр?» Он ответил: «О ‘Аиша! Мои глаза спят, но мое сердце бодрствует!».

Объясняя этот хадис, муфтий Такы 'Усмани в «’Инамуль-Бари» пишет: «Я утверждаю, что в этом хадисе говорится не о намазе таравих, а о намазе тахаджжуд. В пользу этого говорит то, что таравих совершается в первую часть ночи, а тахаджжуд — в последнюю часть ночи. Это видно из хадиса ‘Аиша (радыяллаху ‘анха) спрашивает Пророка ﷺ: «Ты спишь перед тем, как совершать намаз-витр?» Это показывает, что ‘Аиша (радыяллаху ‘анха) видела, как Посланник Аллаха ﷺ совершал его в последнюю часть ночи.

Посланник Аллаха ﷺ указывал совершать таравих в первую часть ночи. Сподвижники всегда совершали таравих в первую часть ночи.

Когда Посланник Аллаха ﷺ руководил молитвой в джама’ате на протяжении трех дней, она всегда совершалась в первой части ночи. Таким образом, очевидно, что если таравих совершается в первую часть ночи, а молитва в обсуждаемом хадисе совершалась в последней части ночи, то это означает, что обсуждаемый хадис относится к молитве тахаджжуд, а не к намазу таравих».

В книге «Каукабуд-Дурри» Шамсуддин Кирмани утверждает, что и вопрос, и ответ — оба касаются молитвы тахаджуд. Кроме того, если кто-то говорит, что этот хадис, как ему кажется, противоречит хадису, где Пророк ﷺ руководил джама’атом сподвижников в 20-ти рака’атах молитвы, то ‘Алляма Кирмани утверждает, что здесь нет противоречия, поскольку хадис о 20-ти рака’атах подтверждает действия Пророка ﷺ и, таким образом, имеет преимущества перед любым другим хадисом, которое, как может показаться, отрицает его. Он утверждает, что в соответствии с этим принципом надо действовать в случае очевидного противоречия.

Шейх Зафар Ахмад ‘Усамани в «Имдадуль-Ахкам» исследуя этот хадис, утверждает: «Те, кто не следует мазхабу, должны учесть все сообщения от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха), относительно ночной молитвы, которые представлены в остальных сборников хадисов». Если бы они рассмотрели все сообщения, то они никогда бы не осмелились использовать этот хадис как доказательство, потому что хотя это сообщение и говорит об 11-ти рака’атах, в других хадисах у аль-Бухари говорится, что это были 13 рака’атов, в некоторые других сообщениях у Муслима говорится, что 2 рака’ата витра было совершено сидя, а в общей сложности было 15 рака’атов.

Другие хадисы говорят, что всего было (совершено) 17 рака’атов. Таким образом, имам аль-Куртуби в «Шархуль-Муслим» утверждает, что многие люди знания сомневаются относительно достоверности сообщения от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха), и некоторые ученые говорят, что этот хадис «мудтараб». 

Кто изучал усуль аль-хадис, знает, что неправильно использовать хадис «мудтараб» как доказательство, пока не устранены несоответствия в хадисе. Также нужно принять во внимание, что ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) утверждает в других повествованиях, что Пророк Мухаммад ﷺ совершал намного больше поклонения в Рамадане по сравнению с другими днями. Так почему он совершал в Рамадане только 11 рака’атов, как в другие месяцы?

Муфтий Абдуррахим Ладжбури в «Фатаваур-рахимийя» пишет: «Суть всего этого — в том, что рассматриваемое повествование не может быть использовано для доказательства совершения 8-ми рака’атов таравих-намаза. Наоборот, сообщение от 'Абдуллы ибн ‘Аббаса подтверждает практику 20-ти рака’атов, и это практикует умма. Рассмотрим следующие утверждения:

1. Имам Малик (рахматуллахи ‘аляйхи) говорил, что, когда существуют два противоречивых повествования о том, что делал Посланник Аллаха ﷺ, и известно, что Абу Бакр и ‘Умар (радыяллаху ‘анхума) практиковали одно из них и оставляли другое, этого будет достаточно, чтобы доказать, что это правильный путь (тот, которому следовали праведные халифы). 

3. Имам Абу Бакр Джасас (рахматуллахи ‘аляйхи) также сказал, что, когда существуют два противоречащих друг другу хадиса о том, что делал Посланник Аллаха ﷺ, и известно, что наши праведные предшественники практиковали один из них, лучше следовать тому, что они делали. 

4. Имам Байхакы (рахматуллахи ‘аляйхи) сообщает, что ‘Усман ад-Дарми (рахматуллахи ‘аляйхи) сказал: «Когда два хадиса противоречат друг другу и трудно определить самый достоверный из них, нужно посмотреть, что совершали праведные халифы после Посланника Аллаха ﷺ. Таким образом, мы будем в состоянии выбрать точку зрения». 

Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин в «Фатава Аркануль-Ислям» продолжает в своей фетве: «Если некто совершает 13 рака’атов, на это нет никакого возражения, так как это соответствует словам Ибн ‘Аббаса (радыяллаху ‘анху):

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: «كَانَتْ صَلاَةُ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثَلاَثَ عَشْرَةَ رَكْعَةً» يَعْنِي بِاللَّيْلِ

«Молитва Пророка ﷺ состояла из 13 рака’атов. Таким образом, это была ночная молитва». 

Здесь ‘Усаймин использует хадис относительно числа рака’атов тахаджуда, который совершал Пророк ﷺ, чтобы доказать, что намаз таравих состоит из 8-ми рака’атов.

Другой шейх, не следующий мазхабу, Махмуд Ахмад Мирбури, в «Фатава Сырат-и-Мустакым» пишет: «Подтверждается достоверным хадисом, что тахаджуд и есть таравих. Как приводится у Тирмизи, хадис передается от Абу Зара (радыяллаху ‘анху), где говорится:

عن أبي ذر قال: صمنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم فلم يصل بنا، حتى بقي سبع من الشهر، فقام بنا حتى ذهب ثلث الليل، ثم لم يقم بنا في السادسة، وقام بنا في الخامسة، حتى ذهب شطر الليل، فقلنا له: يا رسول الله، لو نفلتنا بقية ليلتنا هذه؟ فقال: «إنه من قام مع الإمام حتى ينصرف كتب له قيام ليلة»، ثم لم يصل بنا حتى بقي ثلاث من الشهر، وصلى بنا في الثالثة، ودعا أهله ونساءه، فقام بنا حتى تخوفنا الفلاح، قلت له: وما الفلاح، قال: «السحور»: «هذا حديث حسن صحيح»

«Однажды в Рамадан мы постились вместе с Пророком ﷺ, и он не молился с нами ночью. В последние 7 дней, Пророк ﷺ молился с нами одну треть ночи. На 25-ю ночь мы молились с ним половину ночи. Мы говорили, что было бы удовольствием для нас, если бы Пророк молился всю ночь с нами, но он ответил: «Если кто-то молится вместе с имамом и потом возвращается домой, считается, что он молился всю ночь». Затем на 27-ю ночь мы присоединились к членам семьи в молитве и молились до тех пор, пока не побоялись, что пропустим сухур».

Этот хадис показывает, что Пророк ﷺ молился со своими сподвижниками почти всю ночь. Так когда же он совершал отдельно молитву тахаджуд?»

Здесь нужно рассмотреть два вопроса. Первый — являются ли таравих и тахаджжуд одной и той же молитвой. Второй — была ли молитва тахаджуд обязательной для Пророка Мухаммада ﷺ или нет. Как только эти две точки зрения будут рассмотрены, шейхи не следующих мазхабу не будут в состоянии подтвердить свою точку зрения относительно числа рака’атов таравиха (с помощью своих так называемых доказательств).

Таравих и тахаджуд — это две отдельные молитвы. Как было сказано выше, таравих-намаз совершается в первую часть ночи, в то время как тахаджуд совершается в последнюю часть ночи. Далее, тахаджуд должен быть выполнен, после того как человек проснется после сна. Таравих выполняется до того, как лечь спать.

Муфтий Мухаммад Шарифульхак Амджади в «Нузхатуль-Кари» пишет: «Не следующие мазхабу утверждают, что Пророк Мухаммад ﷺ совершал в Рамадан только намаз тахаджуд. Мы считаем, что и таравих, и тахаджжуд в Рамадане являются сунной. Доказательства этому — слова ‘Умара : «Молитва, которую он (кто-то) не совершил, но спали в ее время, лучше, чем та, которую он совершил».

Хадис в котором содержится это высказывание ‘Умара находится в «Сахих аль-Бухари».

Дальше он пишет: «Утверждение, что одна молитва лучше, чем другая, доказывает, что это две разные молитвы, а не одна и та же. Дальнейшие доказательства — в том, что для тахаджуда необходимо поспать после ‘Иша и затем встать, чтобы совершить его. Табарани в «Кабир» и «Аусат» передает от Хаджаджа ибн 'Умара , что он сказал: «Вы думаете, если вы молитесь всю ночь, вы совершаете тахаджуд? Это неверно. Тахаджуд совершается только после сна». Это также очевидно из самого значения слова «тахаджуд».

Всевышний Аллах говорит в Благородном Коране:

وَمِنَ اللَّيْلِ فَتَهَجَّدْ بِهِ نَافِلَةً لَّكَ عَسَىٰ أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَّحْمُودًا

«Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни» (сура «аль-Исра», аят 79).

Ибн Касир в своем тафсире к вышеприведенным аятам пишет: «Аллах велит Своему Посланнику ﷺ совершать ночную молитву после предписанных молитв, и само слово «тахаджуд» означает молитву, которая совершается после сна. Эта точка зрения ‘Алькамы, аль-Асвада, Ибрахима ан-Наха’и и других. Это также известно из самого арабского языка. Многие хадисы сообщают, что Посланник Аллаха ﷺ имел обыкновение совершать тахаджуд после сна. К ним относятся сообщения от ибн ‘Аббаса, ‘Аиши и других (радыяллаху ‘анхум)».

Муфтий Мухаммад Шарифульхак Амджади пишет далее на странице 689: «Никто не спит перед таравих-намазом. Однако будет крайне неправильно считать, что таравих — это то же самое что и тахаджуд».

Чтобы оценить аргументы шейха Мухаммада Ахмада Мирбури, важно сначала понять, являлся ли тахаджжуд обязательным для Пророка Мухаммада ﷺ или нет.

Шейх, не следующий мазхабу мауляна Мирбури пишет в своей «Фатава Сыратуль-Мустакым»: «Тахаджжуд был обязательной молитвой для Пророка ﷺ, как упомянуто в суре «аль-Муззамиль», 2-4 аят.

قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا  نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا

«Проводи ночь в молитве, за исключением малой части её — половину ночи или немного меньше, до одной трети ночи, или больше половины ночи, до двух третей её — и читай Коран не спеша, отчётливо, следуя правилам чтения».

Этот вопрос решается с помощью большого хадиса, приведенного в «Сахихе Муслим». В нем упоминается, что Са’ад ибн Хишам ибн ‘Амр спросил ‘Аишу (радыяллаху ‘анхум) о намазе тахаджуд Пророка Мухаммада ﷺ. Ниже приводится ответ ‘Аиши (радыяллаху ‘анха): Она сказала:

«Разве ты не читал (суры) «О ты, завернувшийся»? Он ответил: «Да». Она сказала: «Аллах, Свят Он и Велик, сделал в начале суры соблюдение ночной молитвы обязательным».

Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники совершали это (обязательную ночную молитву) в течение года. Аллах удерживал заключительную часть этой суры в течение 12 месяцев на небесах до (конца этого времени). Потом Аллах ниспослал заключительные аяты этой суры, которые облегчили (бремя этой молитвы), и ночная молитва из обязательной стала дополнительной.

Этот хадис ясно показывает, что намаз тахаджжуд не являлся фардом для Пророка Мухаммада ﷺ на протяжении всей его жизни. Тахаджуд был обязательным намазом для него только в особый период его жизни. После этого обязательность этой молитвы была отменена, и она стала нафль (желательной).

Имам Навави в «Шархе Сахих Муслим» пишет: «Правильное мнение — то, что тахаджуд стал позже нафль-намазом для Пророка ﷺ и для уммы. Есть некоторые расхождения во мнениях относительно отмены фарда тахаджуда для Пророка Мухаммада ﷺ. Для нас правильным мнением будет то, которое приведено в хадисе, что это (обязательность этой молитвы) была отменена, и она перестала быть обязательной».

‘Алляма Гулям Расуль Са’иди в «Тибьян аль-Коран» цитирует имама Абу аль-‘Аббаса Ахмада ибн ‘Умара ибн Ибрахима Малики Куртуби, который сказал «Ясный текст, в котором приводятся слова ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) является доказательством, что первоначально тахаджуд был фардом для Пророка Мухаммада ﷺ и других мусульман, но позже это было отменено. В начальных аятах суры «аль-Муззаммиль» сказано: «Проводи ночь в молитве, за исключением малой части её — половину ночи или немного меньше, до одной трети ночи, или больше половины ночи, до двух третей её». Такие слова не указывают на обязательность чего-либо. Это только показывает, что оно (это действие) является мустахаб (желательным)».

Дальнейшие свидетельства об отмене этого предписания можно найти в суре «аль-Исра» говорится:

«Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаха дать тебе достойное и славное место в другой жизни».

Муфтий Шафи' ‘Усмани (рахматуллахи ‘аляйхи) в «Ма’арифуль-Коран» пишет: «Однако существует разногласие относительно (отмены) ее обязательного характера. Была ли она отменена для Пророка ﷺ? Или она осталась обязательной для него как признак его особого положения — и в аяте выражение «нафилятан ляка» означает «молитва тахаджжуд является дополнительным обязательством для тебя».

Однако согласно тафсиру Куртуби, это мнение неправильно по множеству причин. Во-первых, нет никакого основания, чтобы взять нафиль в качестве фарда. Если это только оборот речи, тогда против этого нет никаких возражений. Во-вторых, только пять молитв были упомянуты как обязательные в достоверном хадисе. В конце другого хадиса было сказано, что во время ночного вознесения (Пророка ﷺ) первоначально 50 молитв были сделаны обязательными, но потом их число было уменьшено до пяти. Таким образом, хотя их количество было сокращено, но награда за их выполнение была обещана такая же, как и за пятьдесят. Ведь сказано:

مَا يُبَدَّلُ الْقَوْلُ لَدَيَّ وَمَا أَنَا بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ

«Мое Слово (данное Моим рабам) не меняется» (сура «Каф», 29 аят). Это означает, когда было приказано совершать пятьдесят молитв, то за их совершение была обещана награда, которая не уменьшилась, хотя количество обязательных молитв, которое нужно фактически выполнять, было уменьшено».

Далее он объясняет: «Слово «нафилян» используется здесь в смысле дополнительных обязанностей, так как после него стоит слово «ляк» (для вас), (если бы имелась в виду обязательность), то используемое слово должно быть «аляйк» (на вас), так как последнее слово подразумевает обязательство, в то время как слово «ляк» используется только для одобрения и разрешения».

Имам Рази в «Тафсир Кабир» пишет: «Подобно тому, как обязательность поста в день ‘Ашура была отменена обязательным постом в Рамадан, обязательность молитвы тахаджуд была отменена пятью обязательными молитвами».

Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни в «Фатхуль-Бари» пишет: «Обязательность намаза тахаджуд была отменена обязательностью пяти ежедневных молитв».

Шейх не следующих мазхабу Махмуд Ахмад Мирбури после цитирования хадиса от Тирмизи спрашивает: «Этот хадис показывает, что Пророк ﷺ молился со сподвижниками почти всю ночь. Так, когда же он совершал отдельно намаз тахаджуд?»

Эта часть (его высказывания) повторена здесь, вся цитата присутствует выше.

Было установлено, что намаз тахаджуд не был фардом для Пророка Мухаммада ﷺ. Следовательно, даже если кто-то скажет, что он пропустил его, это совсем не то, как если бы он пропустил обязательную молитву (фард-намаз).

Во-вторых, из текста хадиса очевидно, что сподвижники присоединялись к своим семьям в молитве и молились. В нем не упоминается, что Пророк Мухаммад ﷺ молился с ними всю ночь.

Приведем еще раз текст хадиса: «Однажды в Рамадан мы постились вместе с Пророком ﷺ, и он не молился с нами ночью. В последние 7 дней Пророк ﷺ молился с нами одну треть ночи. На 25-ю ночь мы молились с ним половину ночи. Мы говорили, что это было бы удовольствием для нас, если бы Пророк ﷺ молился всю ночь с нами, но он ответил: «Если кто-то молится вместе с имамом и потом возвращается домой, считается, что он молился всю ночь». Затем, на 27-ю ночь, мы присоединились к членам семьи в молитве и молились до тех пор, пока не побоялись, что пропустим сухур».

Даже если мы возьмем хадис как он есть, шейх Махмуд Ахмад сделал предположение, что Пророк Мухаммад ﷺ никогда не пропускал тахаджуд.

В «Ма’арифуль-хадис» цитируется хадис от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) записанный в Сахихе Муслим:

«Передается от ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) что Пророк ﷺ (иногда) пропускал намаз-тахаджуд из-за болезни или по какой-то другой причине, вместо этого он совершал 12 рака’атов молитвы в течение дня».

Во-вторых, в хадисе говорится, что сподвижники боялись пропустить сухур (показано опасение пропустить сухур). Это не является определенным утверждением, что они (в самом деле) пропустили сухур. Следовательно, смешно предполагать, что только потому что они боялись пропустить сухур, они действительно его пропустили. Это было только сомнение, так что существует еще вероятность, что Пророк ﷺ оставил сподвижников и совершил тахаджуд.

В другом хадисе также говорится, что «он вошел в свой дом и совершил молитву, которую он не совершал с нами». Об этом хадисе сообщается в «Сахихе Муслим», так же, как и в «Муснаде» имама Ахмада. Тот, который приведен в «Сахихе Муслим»:

«Анас (радыяллаху ‘анху) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ совершал молитву во время Рамадана. Я пришел и встал рядом с ним. Потом другой человек пришел и встал рядом, пока не образовалась группа. Когда Посланник Аллаха ﷺ понял, что мы молились за ним, он облегчил молитву. Затем он отправился к себе и совершил такую молитву, которую он никогда не совершал с нами. Когда настало утро, мы спросили у него: «Ты видел нас ночью?» Он сказал: «Да, именно это и побудило меня сделать то, что я сделал».

Он (передатчик) сказал: «Посланник Аллаха стал соблюдать саум висаль (непрерывный пост) в конце месяца, и несколько человек из его сподвижников тоже стали соблюдать этот непрерывный пост. После чего Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что сказать о тех людях, которые соблюдают непрерывные посты? Вы не подобны мне. Клянусь Аллахом, если бы месяц был удлинен для меня, я стал бы соблюдать саум висаль, так что те люди, которые проявляли чрезмерность, должны были (были бы обязаны) отказаться от своей чрезмерности».

Это поясняет нам, что намаз, который Посланник Аллаха ﷺ совершал без сподвижников был другим намазом, и это был тахаджуд. Такое различие было также сделано ‘Умаром , как мы отметили выше.

В «Фатава Аркануль-Ислям» шейх не следующих мазхабу Мухаммад Салих ибн аль-Усаймин пишет: «Что говорится (в хадисе) об 'Умаре — то, что он совершал 11 рака'атов, так как он приказал Убаю ибн Ка'бу и Тамиму ад-Дари встать впереди людей и совершить 11 рака’атов».

Этот хадис был записан имамом Маликом, он передан через Са'ида ибн Язида . Этот Са'ид ибн Язид был тем же человеком, который сообщил следующий хадис, как записано у Байхакы (т. 2, с. 496)»: Са'ид ибн Язид сказал, что во время правления 'Умара люди совершали 20 рака'атов в месяце Рамадан. Человек, руководящий молитвой, читал суры, которые содержали около сотни аятов. Во время правления 'Усмана люди (были вынуждены) опираться на палки, так как им приходилось стоять очень долго.

Более того, хафиз Абдуль-Бирр пишет в «Ат-Тамхид» (т. 8, с. 114-115): «Имам Малик, рахимахуллах, записал этот хадис от Мухаммада ибн Юсуфа, который слышал его от Са'ида ибн Язида. Этот хадис сообщает о таравихе, который состоял из 11 рака'атов. Другие мухаддисы записали хадисы с тем же иснадом, которые упоминают 21 рака'атов (20 рака'атов таравиха и 1 рака'ат витр-намаз). Харис ибн Абдуррахман ибн Аби аз-Забаб передает от Са'ида ибн Язида, что во время правления 'Умара, р.а. мы обыкновенно завершали таравих, когда почти рассветало. В его правление таравих составлял 23 рака'ата (включая 3 рака'ата витр-намаза)».

Это сообщение может быть пояснено тем, что с тем же иснадом, с которым имам Малик сообщает об 11-ти рака'атах, другие мухаддисы сообщают о 21-м рака'ате. Кроме того, от того же Са'ида ибн Язида передается также о 23-х рака'атах таравиха.

Имам Малик после хадиса об 11-ти рака'атах, приводит следующий хадис в своей «Муватта» (т. 1, с. 98): «Язид ибн Руман говорит, что в течение правления 'Умара ибн аль-Хаттаба люди совершали 23 рака'ата таравих-намаза в Рамадан (включая 3 рака'ата витр-намаза)».

'Алляма Гулям Расуль Саиди в «Шарх Муслим» (т. 2, с. 498) пишет: «Имам Малик от Мухаммада ибн Юсуфа и от Са'ида ибн Язида передает об 11-ти рака'атах. Однако хафиз Абдурраззак и другие от Мухаммада ибн Юсуфа и от Са'ида ибн Язида передают о 20-ти рака'атах, и Ибн Наср также сообщает про 20 рака'атов от Са'ида ибн Язида. Это поясняет, что сообщение записанное имамом Маликом, не достоверно».

Однако, даже если мы признаем, что хадис, записанный имамом Маликом об 11-ти рака'атах достоверный, единственное объяснение, которое может быть предложено, — это то, что сподвижники сначала совершали 11 рака'атов, но потом стали совершать 20 рака'атов.

Имам Байхакы в «Ас-Сунан аль-Кубра» (т. 2, с. 496) пишет: «Согласовать эти сообщения можно таким образом: что сподвижники вначале совершали 11 рака'атов, но позже стали совершать 20 рака'атов таравиха и 3 рака'ата витр-намаза».

Доказательства этому объяснению видны из практики 'Усмана и 'Али (радыяллаху 'анхума). См. доказательства, приведенные выше о 20 рака'атах таравиха.

Мулла 'Али аль-Кари в «Миркат Шарх аль-Мишкат» (т. 3, с. 123) после цитирования хадиса пишет: «И таким образом, (понятно), что 11 рака'атов совершались вначале, потому что 'Абдуль-Бирр сказал, что сообщение об 11-ти рака'атах является сомнительным, и сообщением сахих является то, что во время правления 'Умара, р.а. совершалось 20 рака'атов таравиха».

Таким образом, сообщение об 11-ти рака'атах от Са'ида ибн Язида не может быть принято как доказательство из-за расхождения в числе рака'атов, которое передается через одного и того же человека. В лучшем случае, можно сказать, что по причине сомнений, возникших у него, он упомянул про 11 рака'атов таравиха, однако он также упомянул 21 и 23 рака'ата (включающих 1 рака'ат витра и 3 соответственно).

Хадис от Джабира ибн 'Абдуллаха, упоминающий о 8-ми рака'атах

В «Фатхуль-Бари» (т. 1, с. 597) упоминается хадис от Джабира ибн 'Абдуллаха, где он говорит, что Пророк Мухаммад ﷺ совершал только 8 рака'атов таравих-намаза в Рамадан. Не следующие мазхабу используют этот хадис как довод для подтверждения своей позиции:

Муфтий Кифайятуллах в «Кифайтуль-Муфти» (т. 3, с. 399) комментирует этот хадис: «Хадис от Джабира , который записан у Табрани, Марази, Ибн Хузаймы и Ибн Хиббана, имеет в иснаде (цепочке передатчиков) человека по имени 'Иса ибн Джарийя. Этот передатчик назван мункар хадиса имамом Абу Даудом, и имам Насаи называл его хадисы матрук и мункар (хадисы от него не принимаются и отвергаются)».

Муфтий Абдуррахим Ладжбури в «Фатава Рахимийя» (т. 2, с. 280) приводит подробный анализ цепочки передатчиков этого хадиса. Он пишет: «Странно то, что цепочке рассказчиков нет никакого доверия вообще. Один из передатчиков хадиса — это человек по имени Ибн Хумайд Химьяри. Вот что исследователи передатчиков сказали о нем (Мизануль-и'тидаль, т. 3, с. 49-50):

  1. «Он слабый» — хафиз Захаби, рахимахуллах.
  2. «Он рассказывает много неприемлемых (мункар) повествований» — Я'куб ибн Шейба, рахимахуллах.
  3. «Против него выдвигаются возражения» — имам Бухари, рахимахуллах.
  4. «Он лжет» — Абу Зура, рахимахуллах.
  5. «Я могу засвидетельствовать, что он лжец» — Исхак Каусадж, рахимахуллах.

«Он передавал хадисы обо всем. Я никогда не видел, чтобы кто-то так не боялся Аллаха, как он, потому что он брал хадисы от других и полностью искажал их», — утверждает Салих Джазра.

  1. «Я клянусь Аллахом, что он лжец» — Ибн Хараш, рахимахуллах.
  2. «Он не надежен» — имам Насаи, рахимахуллах.p> В цепочке передатчиков также находится человек, называемый Я'куб ибн 'Абдуллах Ашари Альками, о котором исследователи говорили следующее:

«Он вовсе не надежен» — имам Даракутни, рахимахуллах (Мизануль-и'тидаль, т. 3, с. 324).

Насчет третьего передатчика исследователи говорили следующее:

  1. «Он ответственен за многие неприемлемые (мункар) сообщения» — Ибн Ма’ин, рахимахуллах.
  2. «Его сообщения неприемлемы (мункар)» — имам Наса’и, рахимахуллах.
  3. «Его сообщения отвергаются (матрук)» — имам Наса’и, рахимахуллах.
  4. «Его сообщения непримлемы (мункар)» — имам Абу Дауд, рахимахуллах.
  5. «Он находится среди слабых передатчиков» — (Мизануль-и'тидаль, т. 2, с. 311)».

Действительно, очень странно, что не следующие мазхабу используют такой хадис как доказательство.

Совершенно ясно, что число рака'атов таравиха во время сподвижников было равно 20-ти. Это установлено множеством хадисов. Хотя четыре имама (Абу Ханифа, Шафи'и, Малик, Ханбаль) расходятся в общем числе рака'атов таравиха, никто из них не называет цифру меньше 20. Мнение о том, что таравих состоит из 8 рака'атов, не поддерживается никем из них. Иджма сподвижников — последнее слово в этом вопросе, ведь Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что после него мы должны держаться сунны праведных халифов.

А Аллах знает лучше

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle