Известно ли, где похоронен пророк Нух (мир ему)?

Серия авторских публикаций Муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет... 

Начало:

Наставление первое. Юсуф (алейхи салям)

Наставление второе. Нух (алейхи салям) Ч1

Наставление второе. Нух (алейхи салям) Ч2

Потоп

Когда строительство ковчега было завершено, пришло повеление Всевышнего Аллаха:

... قُلْنَا احْمِلْ فِيهَا مِن كُلٍّ زَوْجَيْنِ اثْنَيْنِ وَأَهْلَكَ إِلَّا مَن سَبَقَ عَلَيْهِ الْقَوْلُ وَمَنْ آمَنَ...

«Погрузи на него (на ковчег) от каждого вида по паре (самца и самку) и свою семью (которые будут спасены от потопа), за исключением тех, о ком уже вынесено решение (что они погибнут), а также (возьми на ковчег всех) верующих» (Худ 11/40).

Повеление было выполнено - посадка на ковчег завершилась. Когда настал назначенный час, то вода забила из источников земли и полилась потоком с небес. Наш Всевышний Господь говорит в Коране:

فَفَتَحْنَا أَبْوَابَ السَّمَاءِ بِمَاءٍ مُّنْهَمِرٍ.

وَفَجَّرْنَا الْأَرْضَ عُيُونًا فَالْتَقَى الْمَاءُ عَلَىٰ أَمْرٍ قَدْ قُدِرَ

«Мы открыли врата неба, откуда полилась вода. И разверзли землю, из которой стали бить источники. Вода (с небес и из земли) соединились для дела, которое было предопределено» (аль-Камар 54/11-12).

Небо стало подобно открытым вратам, из которых непрерывно изливались потоки дождя, настолько сильные, что до этого дня подобных ливней никогда не было. По всей земле забили источники. Воды небес и земли слились вместе и стали покрывать даже горы.

По одному из риваятов, уровень воды поднялся на восемнадцать аршин - выше самой высокой горной вершины. В других риваятах говорится, что уровень воды поднялся выше самой высокой горной вершины на восемьдесят миль. Таким образом, потоп был всемирным, вода покрыла всю землю, не оставив даже клочка суши.

Трое из четырех сыновей Нуха (алейхи салям), Хам, Сам и Яфес, уверовали в пророчество своего отца и взошли вместе с ним на ковчег. Однако четвертый сын Кенан (Ям) не уверовал. Когда Нух (алейхи салям) вместе с верующими взошел на ковчег, Кенан остался стоять в стороне. Нух (алейхи салям) воззвал к нему:

يَا بُنَيَّ ارْكَب مَّعَنَا وَلَا تَكُن مَّعَ الْكَافِرِينَ

«Сын мой! (Уверуй и) садись (на этот ковчег) вместе с нами и не оставайся с неверующими» (Худ 11/42).

Он обратился к своему сыну с просьбой взойти на корабль. Это была просьба отца и пророка, так как он прекрасно знал, что будет потом. Все люди, за исключением тех, кто поднялся на борт ковчега, будут потоплены, а в ахирате они вечно будут гореть в Аду. Поэтому даже в последний момент Нух (алейхи салям) призвал своего неверующего сына к вере и предложил ему взойти на корабль. Однако его сын упорствовал в своем неверии и отверг это предложение. Он сказал:

ۚقَالَ سَآوِي إِلَىٰ جَبَلٍ يَعْصِمُنِي مِنَ الْمَاءِ...

«Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды» (Худ 11/43).

Он считал, что потоп не достигнет вершины гор, и думал, что сумеет спастись, поднявшись на вершину одной из них. Нух (алейхи салям) сказал ему:

... قَالَ لَا عَاصِمَ الْيَوْمَ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ إِلَّا مَن رَّحِمَ ۚ وَحَالَ بَيْنَهُمَا الْمَوْجُ فَكَانَ مِنَ الْمُغْرَقِينَ

«Сегодня никто не спасется от решения Аллаха (согласно которому, все неверующие погибнут), кроме тех, кого Он помиловал (поместив их на ковчег)». (И не успели отец с сыном закончить разговор, как) тут волна разлучила их, и он (сын Нуха) утонул» (Худ 11/43)

Потоп продолжался шесть месяцев. Верующие поднялись на борт ковчега десятого Раджаба, их плавание длилось шесть месяцев, и десятого числа месяца Мухаррам (в день Ашура) вода стала спадать, и ковчег пристал к горе Джуди.

وَقِيلَ يَا أَرْضُ ابْلَعِي مَاءَكِ وَيَا سَمَاءُ أَقْلِعِي وَغِيضَ الْمَاءُ وَقُضِيَ الْأَمْرُوَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِيِّ ۖ وَقِيلَ بُعْدًا لِّلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«И (после того, как все неверующие были уничтожены потопом) было сказано: «О земля, поглоти (впитай) свою воду! О небо, останови (дождь)!». Вода спала, и свершилось повеление (об уничтожении неверующих и спасении верующих). Он (ковчег) причалил к (горе) аль-Джуди, и было сказано: «Удалитесь (погибните), люди несправедливые (неверующие) (Худ 11/44).

И хотя потоп стал следствием дуа Нуха (алейхи салям), тем не менее, этот народ заслужил наказания, так как на протяжении почти тысячи лет призыва и увещеваний они продолжали упорствовать в своем неверии, причиняя различные страдания своему пороку.

Что касается количества людей, спасшихся на ковчеге от потопа, то по этому поводу существуют различные риваяты. В соответствии с одним из них обитателями ковчега были сорок мужчин и сорок женщин, то есть всего восемьдесят человек.

В соответствии с другим риваятом на ковчеге было всего восемь человек. Эти люди уверовали в Нуха (алейхи салям) и приняли истинную религию, и пережив потоп, удостоились благополучия.

Таким образом, новое поколение людей произошло из общины Нуха (алейхи салям) и распространилось по земле. В риваяте говорится, что новое поколение людей произошло от сыновей Нуха (алейхи салям):

От Сама произошли арабы, персы и византийцы.

От Хама произошли индусы, эфиопы, суданцы и другие африканские народы.

От Яфеса произошли тюрки, берберы и другие азиатские народы.

По этому поводу Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَنَجَّيْنَاهُ وَأَهْلَهُ مِنَ الْكَرْبِ الْعَظِيمِ.

وَجَعَلْنَا ذُرِّيَّتَهُ هُمُ الْبَاقِينَ

«Мы спасли его и его семью от великой печали и сохранили лишь его потомков» (ас-Саффат 37/76-77).

Сообщается, что прочитав этот аят, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал, что под сохраненным потомством в этом аяте подразумевается потомство Хама, Сама и Яфеса.

В одном из аятов Всевышний Аллах говорит:

وَلَقَد تَّرَكْنَاهَا آيَةً فَهَلْ مِن مُّدَّكِرٍ.

فَكَيْفَ كَانَ عَذَابِي وَنُذُرِ

«Мы оставили (событие) в качестве знамения. Но есть те, кто (его) помнят?! Каковы же были Мои наказание и предостережения!» (аль-Камар 54/15, 16).

Слова «Мы оставили его в качестве знамения» предупреждают, что следы этого потопа будут сохранены и что мы должны извлечь урок из этого события. Поэтому в данном аяте есть так же указание на необходимость проведения археологических исследований в поисках следов этого потопа и сведений, связанных с ним.

Несмотря на то, что точная дата произошедшего потопа нам неизвестна, в одном из хадисов, переданных от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сообщается следующее:

«Между Адамом (алейхи салям) и Нухом (алейхи салям) прошло десять кам (поколений, веков, периодов)».

В скрижалях, найденных в ходе археологических раскопок, сообщается о существовании десяти царей до потопа. И что потоп произошел во времена правления десятого царя.

По мнению исламских историков, Джизра стала вторым городом, основанным после потопа. В «Му'джамуль-Бульдан» говорится о том, что на горе Джуди Нух (алейхи салям) построил мечеть, а имам Харави говорил, что на этой горе находился дом Нуха (алейхи салям). В настоящее время в Джизре (современный Ширнак на юго-востоке Турции) находится гробница, в которой как утверждается похоронен Нух (алейхи салям).

В скрижалях, которые принадлежали народу Гутилер, самому старому племени, жившему на территории Анатолии, и хранящихся в Лондонском музее, сообщается, что могила Нуха (алейхи салям) находится в местности Райат. Райат – это название местности, простирающейся от реки Тигр до Силопии в долине Джизры. Гора Джуди так же располагается в этой местности.

В более древних источниках, которыми являются записки о потопе, принадлежавшие монаху Бероссусу, жившему в 250 годах до нашей эры в Вавилоне, сообщается, что ковчег Нуха пристал к горе Джуди и что люди последующих поколений отрезали куски смолы от ковчега и использовали их в качестве амулетов.

В 1972 году на горе Джуди были обнаружены фрагменты досок и вещества, похожего на смолу. В ходе проведенного анализа было установлено, что возраст вещества, похожего на смолу, составляет пятьдесят тысяч лет, а возраст обнаруженных досок равен шести тысячам шестьсот тридцати годам.

Если собрать все сведения и доказательства, касающиеся потопа, и детально изучить их в свете аятов Корана, хадисов и разъяснений исламских алимов, то можно будет получить более точные результаты.

Свидетельствующая община

В судный день неверующие будут отрицать, что приходившие к ним пророки выполнили свою пророческую миссию. В свою очередь пророки в качестве свидетеля того, что они выполнили возложенную на них обязанность, укажут на общину пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям).

Так, например, в одном из хадисов, переданных от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сообщается:

В судный день будет приведена община пророка Нуха (алейхи салям). Всевышний Аллах спросит у него:

- Призвал ли ты этих людей, сообщил ли ты им о моей религии?

Нух (алейхи салям) ответит:

- Да, о, мой Господь!

Тогда Всевышний Аллах спросит у его общины:

- Призывал ли вас Нух?

Они скажут:

- Нет! К нам не приходил пророк и предостерегающий увещеватель.

Всевышний Аллах спросит у Нуха (алейхи салям):

- Кто может подтвердить то, что ты говоришь?

Нух (алейхи салям) ответил:

- Община Мухаммада.

И тогда эта община, прочтя аяты Корана, в которых говорится о том, как Нух (алейхи салям) призывал свой народ, засвидетельствует, что он полностью выполнил возложенную на него миссию.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle