«Он показушник, и раздает столько садака ради показухи»

الَّذِينَ يَلْمِزُونَ الْمُطَّوِّعِينَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ فِي الصَّدَقَاتِ وَالَّذِينَ لاَ يَجِدُونَ إِلاَّ جُهْدَهُمْ فَيَسْخَرُونَ مِنْهُمْ سَخِرَ اللّهُ مِنْهُمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ (79)

«Они ругают тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований (но все равно жертвуют). Они насмехаются над ними, за что Аллах покарает их. И им – болезненное наказание» (Ат-Тауба, 79). 

В риваяте, переданном от Абу Масуда, сообщается, что он говорил: «Когда был ниспослан аят закята, то мы, чтобы выплатить закят, носили ношу на своих спинах, и из заработанных средств раздавали садака. Если кто приносил много имущества и раздавал его как садака, то (мунафики) говорили о нем: «Он показушник, и раздает столько садака ради показухи». Если же кто-то приносил в качестве садака горсть фиников, то они говорили: «Аллах не нуждается в такой садака».

И тогда был ниспослан аят «Они ругают тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований (но все равно жертвуют)...» (Бухари, Закят, 10). 

В риваяте, переданном Давудом ат-Тайалиси от Абу Масуда аль-Бадри, говорится: «Мы приносили на себе наши садака посланнику Аллаха . Если человек приносил большую садака, то (мунафики) говорили: «Он приносит такую большую садака ради показухи».

Некоторые малоимущие мусульмане приносили садака в размере половины пригоршни, и тогда мунафики издеваясь над ними, говорили: «Разве можно приносить столько?» (Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/19).

В некоторых других риваятах, в которых рассказывается о сплетнях и насмешках лицемеров над садака, которое приносили мусульмане, также упоминаются конкретные имена.

Среди тех, над кем насмехались мунафики, упоминаются Абдуррахман ибн Ауф, Асым ибн Адийй и Абу Акыль. Далее мы приведем эти риваяты:

1. Упомянутый ранее риваят Абу Масуда так же приводят Бухари и Муслим по другим каналам.

В этом риваяте говорится:

«Когда нам было приказано давать садака (или было приказано выплачивать закят), то мы за плату переносили на себе тяжести и из заработанных денег выплачивали садака. И вот однажды зарабатывавший себе на жизнь переноской грузов Абу Акыль принес в качестве садака пол пригоршни фиников.

И тогда мунафики сказали: «Аллах не нуждается в этом (в половине пригоршни фиников в качестве садака). А те, кто приносит много, те делают это ради показухи». И тогда был ниспослан аят: «Они ругают тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований (но все равно жертвуют)...» (Бухари, Тафсируль-Куръан, 9/11; Муслим, Закят, 72).

2. В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что он рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ вышел к людям и объявил им: «Собирайте ваши садака (или собирайте закят)».

Люди собрали свои садака. Затем пришел один человек и принес один са` (примерно 2660 грамм) фиников и сказал: «О, посланник Аллаха! Этот один са` фиников я заработал тем, что ночью переносил грузы на своей спине. Ночью я заработал два са` фиников, но один са` я оставил своей семье, а второй принес тебе в качестве садака на пути Аллаха, ради близости к Нему».

Посланник Аллаха ﷺ приказал положить этот один са` фиников к собранному садака. Некоторые в насмешку стали говорить: «Несомненно, Аллах и Его посланник не нуждаются в этом. Что будут делать Аллах и Его посланник с этим твоим одним са` фиников?».

Затем Абдуррахман ибн Ауф спросил у посланника Аллаха ﷺ: «Остался ли кто-то еще, кто не отдал садака (закят)?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Нет». Тогда Абдуррахман ибн Ауф сказал: «У меня есть сто укийй золота, приготовленных для передачи в качестве садака». Умар ибн Хаттаб сказал: «Ты что, сошел с ума?». Абдуррахман ибн Ауф ответил: «Нет. Я не сошел с ума». Умар сказал: «А что ты тогда сделал только что?». Абдуррахман ответил: «У меня есть восемь тысяч дирхемов, четыре тысячи из них я даю в долг своему Господу, а оставшиеся четыре тысячи оставляю себе». Посланник Аллаха ﷺ сделал для него дуа, сказав: «Пусть Аллах благословит то, что ты оставил себе, и то, что ты отдал в качестве садака».

Мунафики же стали судачить в отношении Абдуррахмана, говоря: «Клянемся Аллахом, Абдуррахман дал это в качестве показухи». Но они солгали, так как Абдуррахман отдал садака от чистого сердца. В отношении него, а также мусульманина, который принес в качестве садака всего лишь один са` фиников, Аллах Всевышний ниспослал аят: «Они ругают тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований (но все равно жертвуют)». Муджахид и многие другие передавали этот риваят (Табери, Джамиуль-Байан, 10/134-135; Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/126-127).

Сообщается, что по поводу вышеописанного поступка Абдуррахмана был ниспослан аят «Кто даст Аллаху добрую ссуду (искренне расходуя имущество на нужды религии и давая беспроцентный долг нуждающемуся), тому Он увеличит ее (израсходованное имущество) многократно. Аллах сокращает (пропитание) и увеличивает (его, кому пожелает). К Нему вы будете возвращены (для получения воздаяния)» (аль-Бакара 2/245), и на основании этого аята посланник Аллаха ﷺ приказал своим сахабам раздавать садака. Исходя из этого, можно сказать, что 245-й аят суры аль-Бакара и этот аят были ниспосланы друг за другом.

3. Историю о том, как Абу Акыль Хабхаб принес в качестве садака один из двух са` (1 са` равняется примерно 2660 граммам) фиников, которые он заработал ночью, перетаскивая на своей спине воду, он сам рассказывает следующим образом:

«Однажды ночью я таскал на спине воду за два са` фиников. Один са` я принес своей семье, чтобы им было, что есть, а второй са` я отнес в качестве садака посланнику Аллаха ﷺ. Придя к нему, я сообщил, что сделал так-то и так-то. Он сказал: «Положи их к уже собранному садака». Некоторые из тех, кто находился там, стали насмехаться. Говоря: «Поистине, Аллах не нуждается в садака этого неимущего человека».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Они ругают тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований (но все равно жертвуют)...», а также следующие за ним аяты» (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/127-128).

Абу Акыль был из числа ансаров, а его полное имя было Хабхаб (или Хубаб) Абдуррахман ибн Абдуллах.  Также говорилось, что его звали Абдуррахман ибн Биджан (или Синан) Абу Акыль ибн Кайс. Ка`б ибн Малик называл этого неимущего сподвижника не Абу Акыль, а Абу Хайсама (Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 3/466).

4. Ибн Исхак рассказывал, что выражение «...кто раздает добровольные пожертвования...» подразумевает Абдуррахмана ибн Ауфа и Асыма ибн Адиййа.

Посланник Аллаха ﷺ побуждал своих сподвижников раздавать садака. Абдуррахман ибн Ауф встал и пожертвовал в качестве садака четыре тысячи дирхемов. Затем встал Асым ибн Адийй и пожертвовал в качестве садака сто васк (13,5 тонн) фиников. Мунафики стали насмехаться над ними обоими, говоря: «Это всего лишь показуха. Они жертвуют в качестве садака так много имущества только для того, чтобы другие видели это».

Затем пришел Абу Акыль и принес один са` (примерно 2660 грамм) фиников, которые он заработал своим трудом, и положил их к остальным собранным пожертвованиям.

Мунафики стали насмехаться и над ним, говоря: «Аллах не нуждается в этом одном са` фиников, которые принес Абу Акыль (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/127).

В риваяте, который приводят имам Багави в своем «Муджаме» и Хасан, в самом начале имеется следующее дополнение:

«Однажды посланник Аллаха ﷺ встал и сказал: «О, люди! Жертвуйте ваше имущество в качестве садака, чтобы в Судный день я мог засвидетельствовать, что вы жертвовали вашим имуществом.

Возможно, кто-то из вас ложится спать, тогда как детеныши его верблюдов сыты, а в это время его собственный сын изнывает от голода. Возможно, у кого-то из вас фруктовые деревья приносят прекрасные плоды, в то время как его сосед живет в крайней бедности и нужде.

Нет ни одного человека, для которого пожертвование в виде одного из имеющихся у него верблюдов, не стало бы даром утром и вечером. Его семья будет встречать утро и вечер с надоенным молоком. Будьте внимательны! Вознаграждение за это, очень велико».

Один человек встал и сказал: «О, посланник Аллаха! У меня есть четыре стада верблюдов, пусть один из них станет садака». Затем встал другой человек невысокого роста и с некрасивой внешностью и привел очень красивого верблюда. Один из мунафиков, думая, что посланник Аллаха  не слышит его, шепнул человеку, находившемуся рядом: «Верблюд красивее, чем он сам».

Однако посланник Аллаха  услышал эти слова и сказал: «Ты солгал. Этот человек лучше, чем ты и его верблюд».

Оставшаяся часть хадиса полностью аналогична риваяту, переданному Ибн Исхаком (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 10/146).

«Асбабун-нузуль. Причины ниспослания аятов Куръана»

Автор: Профессор Доктор Бадреддин Четинер

Социальные комментарии Cackle