Признаки смиренных: краткий анализ поступков мусульманина

Проверка на высокомерие. (Источник фото: shutterstock.com)

Проверка на высокомерие. (Источник фото: shutterstock.com)

Смиренным людям присущи многие признаки: пожилые ходят, опираясь на посох, иные же едят вместе со слугами. В риваяте, переданном от Умм Саламы (р.а.), посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кушать вместе со слугами от смирения. Кто кушает со своим слугой, того Рай страстно желает увидеть» (Дайлями).

Одна из особенностей смиренных людей – это их привычка убирать с дороги предметы, мешающие людям пройти или проехать. Приветствовать детей, сидеть с нищими, садиться верхом на осла и доить овцу, прижав между ног ее ноги – всё это тоже особенности смиренных людей. Анас (р.а.) поведал, что в день завоевания Хайбара посланник Аллаха (с.а.с.) сидел верхом на осле с поводком из волокна.

Все вышеперечисленные качества были присущи посланнику Аллаха (с.а.с.), который был вершиной прекрасного нрава. Аллах в своем аяте так похвалил посланника Аллаха (с.а.с.):

وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

«Воистину, твой нрав превосходен» (Калям, 4).

3 простых совета Пророка Мухаммада ﷺ для тех, кто хочет спастись от огня Ада
Посланник Аллаха на вопрос Укбы о спасении ответил тремя предложениями...
27.10.2020
3119

Примеры смиренности у нашего Пророка (с.а.с.): он сам подметал полы у себя дома, давал корм верблюду, штопал свою одежду, ремонтировал свою обувь, ел вместе со своим слугой, доил овец и вместе с рабом ездил на мельницу молоть зерно.

Всё купленное им на базаре он нес домой на своих плечах и не видел в этом ничего необычного. Он первым приветствовал людей, каждому пожимал руки: богатому и бедному, всегда приходил в гости, когда его приглашали, даже если угощением были одни финики. Обладая прекрасным характером, он никого не обижал, был приветливым и со всеми хорошо обходился.

Наш Пророк (с.а.с.) был мягкосердечен, сопереживал всем муминам, был щедрым, но не любил, когда это превращалось в исраф. Он не был ненасытным и не набивал свой желудок до отвала. Вот эти перечисленные свойства – это примеры смирения.

Дуа от несмиренного сердца
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) часто прибегал к Аллаху от несмиренного сердца и говорил...
13.11.2020
3964

Урва б. Зубайр (р.а.) рассказывает: «Я увидел досточтимого халифа Умара (р.а.), когда он нес на плечах наполненный водой кожаный бурдюк. Я сказал ему:

– О, Умар! Это тебе совсем не к лицу.

Он мне на это ответил:

– Из округи пришли люди. Они послушали меня и проявили покорность. Видя всё это, в моем нафсе началось какое-то шевеление. Вот я и ношу на плечах бурдюк для воды, чтобы уничтожить это шевеление. Потом он оставил этот бурдюк с водой у дома одной пожилой жительницы Медины.

Как халиф Умар выкупил обиду на самого себя
Известно, что однажды после Хиджры Пророк Мухаммад (мир ему) сообщил Хузайфе ибн аль-Яману (да будет доволен им Аллах) кто из жителей Медины является лицемером (т.е. мусульманином лишь на словах, но глубоко скрывающим это).
07.02.2020
2653

Об опережении других 

Когда человек идет, он не должен стараться шагать впереди других. Посланник Аллаха (с.а.с.) обычно шагал за двумя людьми, (Абу Давуд, №3770; Ахмад, № 6549), пропуская вперед сподвижников (Таберани, Кабир, 414; Байхаки, Шуаб, 1362; Тирмизи, Шемаил, 7).

Если шагать впереди, то это может стать причиной фитны. Салим б. Ханзала (р.а.) говорил: «Когда мы шли вслед за Убайем б. Ка’бом (р.а.), нас увидел досточтимый Умар (р.а.) и пошел прямо на нас, угрожая плетью. Убайй б. Ка’б (р.а.) крикнул:

– Осторожно! Что ты делаешь, о, повелитель правоверных?

Досточтимый Умар (р.а.) сказал:

– Такое ваше положение является унижением для тех, кто идет сзади. Для тебя же это повод для искушения.

Почтение к пожилым людям и потомкам Пророка (с.а.с.).

Надо оказывать почтение пожилым людям и уважать ученых-алимов. Следует уважительно относиться к детям и внукам посланника Аллаха (с.а.с.). Надо почитать их и признавать их старшинство. Рассказывают следующее: «Зайд б. Сабит (р.а.) сидел верхом на верблюде и в это время подошел Ибн Аббас (р.а.), и взял верблюда за поводок. Засмущавшийся от такого положения дел Зайд б. Сабит (р.а.) промолвил:

– Что же ты делаешь, о сын дяди посланника Аллаха (с.а.с.)?!

– Нам было велено поступать таким образом со старшими, – ответил Ибн Аббас (р.а.).

– Покажи мне твою руку, – сказал Зайд (р.а.), тотчас поцеловал руку Ибн Аббаса (р.а.) и сказал:

– Мы же получили повеление так поступать по отношению к ахли-бейиту посланника Аллаха (с.а.с.) («Равдату’н Насихин»).

Надо стараться исполнять просьбы потомков посланника Аллаха (с.а.с.) и обеспечивать их повседневные потребности. Их надо любить сердцем и говорить об этом другим.

Каждый миг и в каждом деле нужно думать о них прежде чем о себе. Бишр-и Хафи (р.а.) говорит: «Я увидел Расулюллаха (с.а.с.) во сне, и он спросил у меня:

«Эй, Бишр! Знаешь ли ты, почему Аллах возвысил тебя среди твоих сверстников?»

Я ответил: «Не знаю, о, посланник Аллаха (с.а.с.)

«Благодаря тому, что ты следовал моей сунне, оказывал почтение праведным людям, помогал братьям по вере и любил моих сподвижников и моего ахли-бейита», - сказал он («Мишкату’ль Анвар»). 

Надо уважительно относиться к пожилым людям из-за того, что по времени они ближе к Расулюллаху (с.а.с.), опережают тебя в познании Аллаха и обладают большей набожностью. Один мусульманин пошел проведать Абу Абдуллаха б. Хафифа (да помилует его Аллах). Когда они зашагали вместе, Абу Абдуллах б. Хафиф (да помилует его Аллах) сказал идущему рядом с ним человеку:

– Пожалуйста, ты шагай впереди.

Тот человек спросил:

– По какой причине я должен выйти вперед?

– Ты один из тех, кто видел Джунайда Багдади (да помилует его Аллах), а я не видел его, – ответил Абу Абдуллах б. Хафиф (да помилует его Аллах).

Наш Пророк (с.а.с.) соизволил сказать: «Уважение и почтение к старикам - признак почтения к Аллаху» (Абу Давуд, Адаб, 23).

Одно из проявлений уважения к пожилым – не говорить при них без их дозволения. В предании говорится, что если молодой человек проявит уважение к старику из-за его возраста, то в старости и Аллах заставит служить ему молодых (Тирмизи, Бирр, 75).

Здесь намек на то, что человек, уважающий стариков, и сам долго проживет. Людям, уважительно относящимся к пожилым, самим предопределена долгая жизнь. Так говорил Имам Газали (да помилует его Аллах). В одном хадисе сказано: «Есть три человека, к чьим правам нельзя легко относиться. Это тот, кто из уважаемого превратился в униженного, кто из богатого стал бедным, кто был одним из невежд и стал ученым» (Таберани, Кабир, 7819; Хайсами «Маджма», 1/127; Ибн Занджавайх «Аль-Амваль», 51). Это передал Фудайл б. Ийад (р.а.) («Шарх-и Хутаб»).

На это же указывает и такой хадис: «Мы проявляем милосердие к слабым, больным, старым и маленьким». В риваяте, переданном от Джабира (р.а.), посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто не уважает старших и не проявляет милосердия к младшим, тот не из нас» (Абу Давуд, Адаб, 58; Тирмизи, Бирр, 15).

Адаб (этика) по отношению к учителям и людям знания
Получение знаний невозможно без учителей, людей, которые сохраняют эти знания и передают их другим людям. Поэтому личность учителя во все времена была уважаема.
16.01.2019
6228

Благосклонность к своим товарищам

Ибрахим б. Адхам (да помилует его Аллах) работал в поле на уборке урожая и кормил своих товарищей. Днем они соблюдали пост, а вечером кушали все вместе. Иногда Ибрахим поздно возвращался с поля. Один из его товарищей однажды сказал:

– Давайте, сегодня поужинаем пораньше. И пусть это станет для него уроком, чтобы не опаздывал.

Они поели пораньше и легли спать. Ибрахим б. Адхам (да помилует его Аллах) пришел с работы и увидел, что его товарищи спят. Он подумал про себя:

– Бедные мои друзья! Значит, они ничего не нашли поесть и легли пораньше.

Он просеял муку и смесил тесто, чтобы испечь для них что-нибудь мучное. И в это время проснулись его товарищи. Они увидели, как Ибрахим б. Адхам (да помилует его Аллах) лежит на земле с раскиданной по сторонам бородой и старательно дует на очаг, чтобы огонь не потух. Товарищи сознались ему в том, что они сделали. Адхам (да помилует его Аллах) сказал:

– Я стараюсь приготовить для вас какую-нибудь еду. Я думал, что вы легли спать голодными.

– Как мы с ним поступили, и что он делает для нас! – удивленно сказали его товарищи.

Как мусульманину выбрать круг общения
Каких исламских принципов нужно придерживаться при выбора пары или друга? Какой человек, по мнению пророка Мухаммада ﷺ, способен в высшей степени познать Аллаха?
09.02.2021
488

Мусульманин должен навещать своих родных и друзей, начиная с более старших 

Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Кто жалостливо положит руку на голову сироте, тот получит саваб за каждый волосок, к которому он прикоснется рукой» (Али аль-Муттаки «Канзу’ль Уммал», № 6034; Таберани «Аль-Маджмау’ль Кабир», № 4/132).

В другом хадисе наш Пророк (с.а.с.) сказал:

«Среди домов муминов самый благословенный тот, где есть сирота, которому делают добро. А самый худший из домов муминов тот, где есть сирота, к которому относятся хуже всего» (Бухари, Адабу’ль Муфрад, № 137; Ибн Маджа, № 3679).

«Райские дети», или как оказаться рядом с пророком Мухаммадом (ﷺ)
Представьте, что вы успокаиваете плачущего грудного ребенка в течение целого дня, а иногда и всю ночь. А если это продолжается непрерывно месяцами, годами, 5 лет, 10 лет и более. Тут вы можете возразить. Не может быть! Тогда добро пожаловать в «Другой мир».
03.06.2020
4983

Отношение к людям разного социального положения

В отношении рабов нужно проявлять мягкость характера: когда халиф Умар (р.а.) отправился в Шам, с ним были только один верблюд и один раб. В пути они по очереди садились верхом на верблюда. Когда была очередь досточтимого Умара (р.а.), он ехал верхом на верблюде, раб тянул верблюда за поводок.

Когда же была очередь раба, он садился верхом, а досточтимый Умар (р.а.) тянул за поводок. Когда они входили в Дамаск, рабу подошла очередь ехать верхом. У входа в город были лужи и вокруг было грязно. Досточтимый Умар (р.а.) снял свою обувь и сунул в левую подмышку. Наместник Сирии Абу Убайда б. Джеррах (р.а.) ждал, чтобы встретить халифа. Когда же он увидел халифа, с ног до головы перепачканного грязью, то воскликнул:

– Эй, Повелитель правоверных! Все ученые и знатные люди Шама ожидают Вас. Будет нехорошо, если они увидят Вас в таком виде. После этих слов наместника, досточтимый Умар (р.а.) сказал:

– Аллах удостоил нас чести прийти к исламу. Мы не обращаем внимания на людские пересуды. Для меня неважно, что они о нас скажут («Равдату’н Насихин»).

К богатым людям не нужно относиться уважительно исключительно из-за их богатства. Если человек, поступая таким образом, проявляет учтивость, то потеряет две трети своей веры.

Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Кто раболепствует перед богатым из-за его богатства, у того Аллах уничтожит одну треть его благих деяний» (Хайсами «Аз-Заваид», 10/248; Таберани «Муджаму’с-Сагир», 1/257; Шаши «Муснад», 609; Байхаки, Шуаб, 9570).

Шейх Али Рудбари (да помилует его Аллах) говорит: «Кто почтительно относится к богатым людям из-за их богатства и проявляет это на словах и на деле, то пропадет две трети их веры. Если же он подтвердит это и сердцем, то его вера пропадет полностью» (Хулесату’ль Хакаик).

Если у мумина ничего нет, то из-за этого его нельзя считать презренным. В некоторых трудах об этом сказано так: кто проявит уважение к богатому из-за его богатства, а нищего будет считать презренным из-за его нищеты, тогда он проклятый. Также проклят тот, кто остается равнодушным к злодеяниям тирана, пока насилие не касается его самого (Танбиху’ль Гафилин, 223; Тирмизи «Невадир», 1/411).

Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Помогайте вашему брату-мусульманину, будь он злодеем или потерпевшим насилие».

У него спросили:

– Как же нам помочь злодею?

– Не давая ему совершать злодеяния, – ответил Пророк (с.а.с.) (Бухари, Мезалим, 4; Икрах, 6; см.: Тирмизи, Фитан, 68).

Ещё в одном хадисе сказано: «Кто избавит горюющего от его горя или поможет одному безвинному, того Аллах помилует 73 магфиратами» (Хараити).

Почему в мире тяжело жить?
Часто люди жалуются на тяжёлую, казалось бы, беспросветную жизнь. Помимо частных жизненных сложностей, в каждую эпоху человечество переживает испытания и масштабного характера: войны, кризисы, эпидемии, катастрофы. Отчего же в мире так тяжело живётся?
29.04.2020
4065

Подарок – общий

Когда тебе что-то дарят, надо с благодарностью принимать подарок. Если посланнику Аллаха (с.а.с.) что-нибудь дарили, он на собрании делился этим подарком со своими сподвижниками. В хадисе сказано: «Подарок – общий» (Бухари, Хибе, 5.)

Тот, кому что-то подарили, в ответ должен подарить что-то большее. В деле с подарками лучше действовать первым. Получив подарок, нужно выразить дарителю благодарность и помолиться за него. При случае надо его похвалить и говорить другим о том, что он сделал.

Отношение к больным и покойным

Заболевших людей нужно навещать. Имам Газали (р.а.) пишет: «Те, кто приняли ислам и поместили в своем сердце знания Аллаха (марифатуллах), не посчитают чрезмерным это право братьев мусульман. Они будут стараться доказывать это любыми средствами. Обязательно надо участвовать на похоронах брата-мусульманина. После исполнения джаназа-намаза надо сопровождать покойного до могилы, помогая нести гроб с телом, а также участвовать в придании тела земле. Также нужно навещать брата-мусульманина, узнавать о его здоровье. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Сопровождавший покойника получит один кырат саваба, оставшийся до конца похорон получит два кырата саваба».

Когда спросили: «Что означает два кырата?» – он ответил: «Это столько же, как гора Ухуд» (Муслим, Джанаиз, 52). Когда Абу Хурайра (р.а.) сообщил этот хадис, Умар (р.а.) промолвил:

– До этого времени столько кыратов мы упустили!

Можно ли совершать заупокойную молитву (джаназа-намаз) над самоубийцей?
Можно ли за самоубийцу читать джаназа-намаз?
16.09.2020
2688

С кем заводить дружбу?

Не надо заводить дружбу с несправедливыми правителями и богачами. Подобные действия могут привести к искушению. Абу Дарда (р.а.) говорил: «Для меня лучше упасть со стен дворца и разбиться, чем сидеть с богачами, поскольку посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Берегитесь! Не сидите вместе с мертвецами!» Когда спросили: «Кто же эти мертвецы?» – последовал ответ: «Богачи» (Хаким «Аль-Мустадрак», 4/312; Тирмизи, № 1780).

Сахль б. Тустари (р.а.) говорит, что нельзя дружить с этими тремя категориями людей:

1) с беспечными насильниками;
2) с чтецами Корана и Мавлюта;
3) с невежественными представителями тасаввуфа (Мишкату’ль Анвар).

Тасаввуф: как освободить сердце для Всевышнего
Что такое тарикат и хакикат? Актуален ли в современном мире, когда нас поглотило множество мирских проблем, тасаввуф? Существует ли тасаввуф отдельно от шариата?
21.12.2020
1662

Не стоит также сидеть вместе с детьми государственных руководителей и богачей. На них нельзя также смотреть с завистью, так как это может стать причиной искушения. На богатых людей надо смотреть с сочувствием и милосердием, не заглядываясь на их богатства и красивую жизнь. Из-за таких поступков человек теряет свое достоинство.

Порочных людей и сторонников бидгата нельзя встречать благосклонно. Неверующих людей и сторонников бидгата надо встречать с помрачневшим лицом. Нечестивца нужно вычеркнуть из своего сердца и поручить его воле Аллаха. Не нужно проклинать их или произносить баддуа. Надо пожелать для них возвращения к Аллаху. Беззаконникам нельзя помогать даже самую малость, ибо в таком случае становишься соучастником их злодеяний. Абу аль-Касиму аль-Хакиму (р.а.) однажды задали такой вопрос:

– Есть ли такой грех, который может вырвать из сердца иман?

Абу аль-Касим аль-Хаким (р.а.) ответил:

– Да. Это следующие три вещи:

1) проявление неблагодарности за блага ислама;
2) отсутствие беспокойства за потерю ислама;
3) угнетение мусульман (Шарх-и Хутаб).

Нельзя входить в дверь деспота, оставившего путь Аллаха. В аяте сказано:

وَأَمَّا الْقَاسِطُونَ فَكَانُوا لِجَهَنَّمَ حَطَبًا

«Уклонившиеся же будут дровами для Геенны» (Джинн, 72/15).

Нельзя делать шаг навстречу к несправедливому главе государства для приветствия.

С подобными людьми нельзя договариваться. В противном случае вместе с ними попадешь в огонь Ада. В аяте сказано:

وَلاَ تَرْكَنُواْ إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُواْ فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ

«Не склоняйтесь в сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь» (Худ, 11/113).

Социальные комментарии Cackle