Как праведные верующие увидят Всевышнего?

Как праведные верующие увидят Всевышнего?

Как праведные верующие увидят Всевышнего?

Школа матуридитского калама, названная по имени основателя имама Абу Мансура Матуриди, начинает развиваться после смерти основателя в 944 г. н.э. близ Самарканда и определяет направление мусульманской религиозной мысли на несколько столетий вперед в этом и некоторых других регионах, включая и Поволжье.

Основой этого направления является допустимость использования доводов разума в спорах с ранними мусульманскими философскими течениями, такими как мугтазилиты и джахмиты. Метод доводов разума («акль») в мусульманской философии всегда противостоял традиционным методам трактовки основ веры посредством аятов и хадисов («накль»). Традиционный метод доказал свою несостоятельность в виду активного распространения идей мугтазилизма. Мугтазилиты, к тому же, сами активно использовали доводы разума, поэтому появилась необходимость противостоять им их же «оружием».

Во всем исламском мире ощущалась острая потребность в новых разъяснительных методах, которые оставались бы преданными традиции «накль», в то же время не игнорируя доводы разума, и которые, аккумулировав лучшие аспекты салафии и мугтазилизма, оставались бы в пределах границ суннитской традиции. Имам Абу Мансур аль-Матуриди, живя и творя на периферии исламского мира, мог относительно спокойно вести просветительскую и научную деятельность, поскольку центр волнений мусульманской философской мысли находился далеко от Самарканда, в Куфе и Багдаде.

Имам Абу Мансур аль-Матуриди, известный также как «Имам аль-Худа» (Имам истинного пути) отражал свои убеждения в многочисленных трудах, из которых доподлинно известны и сохранились до наших дней следующие:

Интересным с точки зрения взглядов Имама Матуриди является труд «Китаб ат-таухид», поскольку именно в нем, по большей части, отражена акыда матуридитской школы.

В целом, касательно некоторых аспектов исламского вероучения, Имам Матуриди пошел дальше Имама Ашари. Особенно это заметно в попытках рационально объяснить существование Аллаха. Ашариты, например, при попытке доказательства бытия Всевышнего принимали за факт только аяты Корана, но матуридиты считали возможным и рациональный анализ. Имам Матуриди полагал, что факт существования Аллаха можно постичь разумом. Тем более в Коране об этом говорится однозначно.

Поэтому попытка разумного постижения бытия Аллаха, по мнению Имама Матуриди, является выполнением предписаний Корана. В то же время, признавая возможность постижения бытия Аллаха только на основании доводов разума, Имам Матуриди считал, что повелений Аллаха понять разумом нельзя и их необходимо принимать на веру через Коран. То есть, если разум говорит, что какое-то деяние или явление является хорошим либо плохим, то окончательное суждение по этому поводу можно вынести только на основании положений Корана. Мнение Имама Матуриди в этом вопросе отличается от мнения мугтазилитов, которые считали, что если голос разума говорит о дозволенности или запретности какого-либо деяния или явления, то необходимо прислушиваться к доводам разума.

Ашариты же, в свою очередь, в принципе отвергали роль разума в попытке понять природу вещей. В попытке понять приемлемость или неприемлемость, дозволенность или недозволенность ашариты требуют от своих последователей полагаться только на Коран. Таким образом, матуридиты больше чем ашариты придавали значение доводам разума и в этом они очень похожи на мугтазилитов. Но, в отличие от мугтазилитов, никогда не впадали в крайности.

В вопросе о предопределении (кадар) матуридиты также оказались между ашаритами и мугтазилитами. Ашариты отказывались обсуждать и запрещали рационально рассматривать предопределение Аллаха с его добром и злом, а мугтазилиты считали, что Аллах творит по своему усмотрению и творит только благое. Матуридиты же утверждают, что Аллах творит по своему определенному замыслу, но творит что пожелает и не перед кем не отчитывается.

Что же касается камня преткновения, из-за которого суннитские идеологи обрушились с критикой на мугтазилитов, — атрибутов Аллаха, матуридиты не относят их к личности Аллаха, но и не считают их отделимыми от Его личности. Атрибуты Аллаха, по мнению матуридитов, делятся на два типа: личностные (сыфат аз-затия) и доказательные (сыфат ас-субутия). К личностным атрибутам – то есть тем, которыми не обладает никто, кроме Аллаха, относят следующие:

К доказательным атрибутам, в свою очередь, относят следующие:

Как мы видим, в отличие от ашаритов, у матуридитов принято выделять 8 атрибутов ас-субутия.

В вопросах лицезрения Аллаха матуридиты, в отличие от мугтазилитов, признают, что праведники получат возможность лицезреть Всевышнего, но не описывают способ и процесс. Что касается вопроса о сотворенности Корана, матуридиты считают Коран несотворенным словом Аллаха, в то время как бумага, на которой он написан и чернила, которым он записан несомненно являются сотворенными. Аллах может разговаривать, а Коран – Его слово. Мусульмане-грешники, даже те, которые не успели покаяться за свои грехи, по мнению матуридитов, не останутся в аду навечно. 

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle