Как одновременно заслужить довольство Аллаха и довольство людей?

Поскольку мы, люди – существа общественные, мы часто склонны смотреть на себя глазами окружающих. Иногда нам кажется, что мы не в состоянии оценить себя и свои собственные поступки, пока нам кто-то со стороны не скажет, хороши они или плохи.

В некоторых случаях к чужому мнению – особенно, если речь идет о наших близких (родителях, друзьях), либо о людях мудрых, обладающих житейским опытом, - прислушаться полезно. Но часто эта оглядка на окружающих превращается для многих в источник постоянного страха – когда человек уже сам не понимает, что хорошо и что плохо, прав он или нет, поскольку все время озабочен мыслью «а что обо мне скажут или подумают?», «а вдруг кто-то меня осудит?», «а вдруг это кому-то не понравится?».

Особенно это становится для нас важно, когда мы начинаем всерьез соблюдать предписания нашей религии – которым следуют далеко не все в нашем окружении. Тогда этот вопрос – что о нас скажут и подумают другие, становится особенно острым.

Часто девушки стесняются надеть хиджаб, а юноши – совершать намаз на работе или в учебном заведении, поскольку боятся возможных насмешек и упреков. В этом случае нам, наоборот, следует пренебречь недовольством других людей, поскольку довольство Всевышнего и исполнение Его повелений, будет важнее, чем чье-то мнение. Ведь сказано, что «нет подчинения творению в ослушании Творца» (Муснад Абу Ханифа).

Но в самом ли деле стоит так переживать из-за чужого мнения, - может быть, другие люди не так часто на самом деле обращают внимания на нас, и мы напрасно придаем их оценке большое значение? Давайте поговорим об этом более подробно.

Во-первых, не стоит чересчур много переживать из-за мнения других людей, поскольку окружающие нас люди могут иметь очень разные и даже противоположные мнения о том, что мы делаем. Поэтому всем угодить мы никогда не сможем – всегда найдется тот, кто нас похвалит, и тот, кто нас осудит.

Классическим примером этому является детское юмористическое стихотворение «Мельник, мальчик и осел», написанное поэтом Самуилом Маршаком по мотивам восточных сказок:

Мельник на ослике ехал верхом.

Мальчик за мельником плёлся пешком.

— Глянь-ка, — толкует досужий народ, —

Дедушка едет, а мальчик идёт!

Чтобы угодить окружающим, мальчик и дедушка меняются местами – мальчик садится на ослика, а дедушка идет пешком. Но и это людям кажется неправильным: «Где это видано? Где это слыхано? Маленький едет, а старый идёт!». Тогда они садятся на ослика уже вдвоем – но и это вызывает критику. Кончается тем, что дедушка взваливает ослика себе на спину и идет в таком виде – все для того, чтобы угодить людям, которым угодить на самом деле невозможно.

Второй момент, который здесь следует иметь в виду тем, кто чересчур зависит от чужого мнения, – окружающим на самом деле безразлично, как вы одеты, что вы делаете и как себя ведете, если вы не причиняете им вреда и не нарушаете их прав.

Приходилось несколько раз быть свидетелем того, как молодые мусульмане совершали намаз и в метро, и на улице, а прохожие шли мимо, не обращая на них ни малейшего внимания. Девушки, которые наконец-то решаются надеть платок, бывают удивлены – им казалось, что весь мир будет показывать на них пальцем, смеяться и осуждать, а оказывается, что никому нет дела до их внешнего вида.

В хадисе говорится:

«Кто стремится к довольству Аллаха, не обращая внимания на гнев людей, получит в итоге довольство Аллаха и довольство людей. А кто хочет сделать довольным людей, гневя Аллаха, получит и гнев Аллаха, и гнев людей» (Тирмизи).

Более того, имейте в виду – люди, которые умеют проявить твердость в принципиальных для них вещах, отстаивают свою точку зрения, поступают так, как считают правильным, не боясь осуждения, - обычно вызывают уважение у окружающих людей. И, наоборот, люди, которые без конца заискивают перед другими, стараются всем угодить, боятся высказать свое мнение и без конца переживают о том, кто что про них скажет или подумает, вызывают у других пренебрежение и насмешку.

Разумеется, излишняя стеснительность и робость – это не вина человека, а, скорее, его несчастье, проблема его жизни. Причиной этой зависимости от чужого мнения могут быть и излишне строгие родители, которые никогда не хвалили его в детстве, а только осуждали за малейший проступок; и чувствительность – когда человека больно ранят злые слова и насмешки; и излишний перфекционизм. Но все это вещи поправимые, с которыми можно попробовать побороться - ранее мы уже писали о том, как справиться с излишней застенчивостью и слабостью.

Здесь также следует сказать несколько слов и об обратной крайности такого поведения. Некоторые люди без конца оглядываются на чужое мнение, но есть и другие – кто демонстративно пренебрегает мнением окружающих, даже если это добрый совет хороших людей.

Наверное, всем приходилось слышать или читать громкую фразу: «Меня может судить только Аллах!». Но разве это правильно? Разве не устроил Всевышний этот мир таким образом, что одни люди имеют право и власть удерживать других от совершения дурных и злых дел, чтобы весь мир не пришел в расстройство:

«Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам» (Коран, 2:251).

Все верующие люди в ответе друг за друга, если кто-то совершает нечто предосудительное, обязанность других людей – постараться удержать его, разумеется, делая это мудрым и правильным образом.

Так что нельзя впадать в обратную крайность, демонстративно пренебрегая добрыми советами и наставлениями, особенно, если они исходят от людей, которые старше и опытнее.

И уж тем более будет недостойно верующего человека вести себя таким образом, что это будет вызывать осуждение у людей посторонних, у немусульман. Ваш внешний вид и поведение должны соответствовать предписаниям ислама, но при этом не вызывать у людей страх, неприязнь, недовольство. Будьте опрятны, вежливы, аккуратны, не нарушайте общепринятых правил поведения (не грубите людям, улыбайтесь им, будьте приветливы, доброжелательны).

Передается, что Пророк (мир ему) заботился о мнении других людей – даже немусульман. В частности, передаются сообщения о том, что он не стал при своей жизни наказывать тех людей, которые только внешне притворялись мусульманами, будучи в душе врагами ислама (лицемерами). Когда сподвижники предлагали их казнить – поскольку точно было известно, кто они, он отказывался, проявляя сдержанность и говоря:

«Я не дам повода людям говорить: "Мухаммад убивает своих сподвижников"» (Бухари и Муслим).

Ведь окружающие люди могли не знать того, что лицемеры – это враги мусульман, поскольку внешне они следовали религии. Поэтому они могли решить, что предводитель мусульман убивает своих же сторонников, и у них могло появиться превратное мнение об исламе.

Итак, в отношении к мнению окружающих о нас и наших поступках следует избегать двух крайностей – чересчур беспокоиться о том, что скажут другие люди, и ради их хорошего о нас мнения отказываться даже от совершения обязательных вещей. И наоборот, презрительно относиться к мнению других людей, считая, что судить нас может только Бог, а не люди. Это также неправильно – Всевышний устроил этот мир таким образом, что люди помогают друг другу стать лучше, делая друг другу наставления.

Кобулова Анна

Также по этой теме читайте:

Что значит хадис: «Удержать веру будет подобно удержанию в руке огня»?

Умеренность и чрезмерность в религии. Где грань?

«А вам не жарко в такой одежде?». Как отвечать на вопросы от немусульман?

Социальные комментарии Cackle