Что значит лицемерие в словах с точки зрения ислама?

Вопрос:

Что значит лицемерие в словах с точки зрения ислама?

Ответ:

Лицемерие в словах – это произнесение в адрес какого-либо человека слов, которые не соответствуют тому, что человек испытывает в сердце.

Например, если человек высказывает другому человеку похвалу или выражает любовь, питая к нему совершенно противоположные чувства.

Сообщается, что некоторые люди говорили Ибн Умару (радыйаллаху анху): «Приходя к нашим лидерам, мы говорим то, что им нравится, а когда уходим от них, то говорим совсем другие слова».

Ибн Умар (радыйаллаху анху) сказал: «Во времена посланника Аллаха ﷺ мы считали такое поведение лицемерием».

Подтверждать и соглашаться со словами лжеца, также является лицемерием в словах.

Джабир (радыйаллаху анху) рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал Кабу ибн Уджру (радыйаллаху анху): «Да, защитит тебя Аллах от глупых руководителей».

Лицемерие – страшная болезнь сердца

Каб ибн Худжр (радыйаллаху анху) спросил: «А кто они, эти глупые руководители?». Посланник Аллаха ﷺ ответил:

اُمَرَاءٌ يَكُونُونَ بَعْدِي لَا يَهْتَدُونَ بِهَدْيِي وَ لَا يَسْتَضِيئُونَ بِسُنَّتِي فَمَنْ صَدَّقَهُمْ بِكِذْبِهِمْ وَ أَعَانَهُمْ عَلَي ظُلْمِهِمْ فَأُولَئِكَ لَيَسُوا مِنِّي وَ لَسْتُ مِنْهُمْ وَ لَا يَرِدُونَ عَلَي حَوْضِي وَ مَنْ لَمْ يُصَدِّقْهُمْ وَ لَمْ يُعِنْهُمْ عَلَي ظُلْمِهِمْ فَأُولَئِكَ مِنِّي وَ أَنَا مِنْهُمْ وَ سَيَرِدُونَ عَلَي حَوْضِي يَا كَعْبُ بْنُ عَجْرَةٍ أَلنَّاسُ غَادِيَانِ فَمُبْتَاعٌ نَفْسَهُ فَمُعْتِقُهَا وَ بَائِعٌ نَفْسَهُ فَمُوبِقُهَا

«Это те руководители, которые после меня не смогут выйти на прямой путь посредством того, что я принес, и которые не будут следовать моей сунне. Кто подтвердит их ложь, и поддержит зло, которое они будут совершать, те не имеют ко мне никакого отношения. И я не имею никакого отношения к ним, и такие люди никогда не подойдут к моему водоему (Кяусару). А те, кто не станет подтверждать их лжи и не будут поддерживать их в совершении зла, те от меня, и я от них. Эти люди соберутся у моего водоема (Кяусара). О, Каб ибн Худжр! Утром люди выходят из своих домов разделившись на две группы. Первые — покупают свои души и освобождают их. Вторые — продают свои души, и губят их» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 3/321; Таберани, Муджамуль-Кябир, 19/145 (№ 318); Ибн Хиббан, Сахих, 4514).

Это интересно: Гордыня, ведущая в бездну одиночества

Среди тех, кто вхож к высшим руководителям, очень мало тех, кто смог избавиться от подобного поведения. Да, притворство разрешено, чтобы избавиться от зла, если человек боится что другой человек причинит ему зло или нанесет вред.

Аиша (радыйаллаху анху) рассказывала: «Однажды один человек попросил разрешения войти к посланнику Аллаха ﷺ. Увидев его, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Этот человек из очень плохого племени».

Когда же этот человек вошел внутрь, посланник Аллаха ﷺ был очень приветлив с ним и улыбался ему. Когда же этот человек ушел, я спросила: «О, посланник Аллаха! Увидев этого человека ты сказал то-то и то-то, а затем ты был приветлив и обходителен с ним, в чем причина этого?».

Важно знать: Что будет с теми, кто насмехается над религией?

В ответ на это, посланник Аллаха ﷺ сказал: «О, Аиша! Видела ли ты чтобы я хотя бы раз говорил плохие слова? В Судный день самым скверным человеком перед Аллахом будет тот, кто отвернулся от людей, боясь, что они причинят ему зло» (Бухари, Адаб, 38; Муслим, Бирр, 22).

В другом хадисе говорится:

اِنَّ مِنْ شِرَارِ النَّاسِ الَّذِينَ يُكْرَمُونَ اِتِّقَاءَ أَلْسِنَتِهِمْ

«Самым скверным из людей является тот, кто подает угощение другим, ради того, чтобы избежать вреда от их языков» (Абу Давуд, Адаб, 6).

Ответ на основе книги Имама Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

Все фото: elements.envato.com

Социальные комментарии Cackle