Впервые в современной науке системно представлен вклад татарских богословов в корановедение

11 октября в стенах Болгарской исламской академии состоялась защита докторских диссертаций. Одним из самых актуальных и значимых для современной отечественной богословской мысли является научное исследование муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина. Его многолетняя практическая деятельность в области изучения татарского духовного наследия и реализация ряда проектов по возрождению традиций татарского коранопечатания и толкования Корана легли в основу собственного полноценного исследования вклада татарских богословов XIX – нач. ХХ вв. в области изучения коранических наук, в частности, в разделах консонантной основы текста Корана и канонических систем его декламации.

Анализ деятельности татарских ученых впервые в мировой исламской науке представлен в системном виде, поскольку он проведен и написан на арабском языке, а также является первым в истории современного российского исламского богословия научным трудом по расму мусхафа.

Тема докторской работы Камиля хазрата – «Вклад татарских богословов в коранические науки и в изучение расма (правил записи) Корана». Исследование изучено рецензентами из числа крупных мусульманских ученых современности. Так, научным руководителем работы Камиля хазрата является Саиф Али аль-Асри – доктор шариатских наук, преподаватель БИА и университета Абу Даби, специалист в науке фикх (Исламское право) и усуль-Фикх (основы Исламского Права), а также по науке акида (Исламское Вероубеждение), специалист муфтията провинции Абу Даби. Официальные оппоненты Камиля хазрата: Ибрахим аль-Мурейхи – доктор шариатских наук, председатель Верховного шариатского суда (Королевство Бахрейн) и Хамдаллах Хафез Мухаммад Ибрахим – доктор педагогических наук, руководитель департамента образования и науки при Лиге выпускников Международного исламского университета ал-Азхар, специалист в области исламского права, видов чтения Корана (Египет).

Они высоко оценили уровень исполнения научной работы Камиля хазрата, в которой отражена исследовательская работа с источниками толкования Корана («Тафсир Ногмани» Ну‘мана ибн Амираас-Самани, «Тафсир ал-фаваид» Хусайна Амирхана и «ал-Иткан фи тарджамат ал-Кур‘ан» Шайх-ал-ислама ал-Хамиди), трактатов по определённым аспектам корановедения татарских авторов («Китаб ал-фаваид ал-мухимма» Шигабутдина Марджани на арабском языке, «Кур’анва таба‘ат» Ризаэтдина Фахретдина на старотатарском языке и «Шарх Таййибат ан-нашрфи ал-кираат ал-‘ашр» Мусы Бигиева на арабском языке), а также исторических произведений ученых Волго-Уральского региона (труд «Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи‘ Казан ва Булгар ва мулук ат-татар» Мухаммад-Мурада ар-Рамзи на арабском языке).

Положительные отзывы к проведенной работе Камиля хазрата дали также всемирно известный мусульманский ученый из Дубая, богослов, глава Комиссии по подготовке Корана Дубайской международной премии Священного Корана (DIHQA), обладатель наивысшей степени по хифзу Корана, шейх Маъмун ар-Рави и всемирно известный специалист по Кораническим наукам и Расм аль-Усмани доктор Ганим Каддури аль-Хамд (Ирак).

В своей докторской диссертации Камиль хазрат приводит аргументы в пользу первой роли татар в печатании Корана среди других мусульманских народов, а также сообщает, что татары первыми среди других мусульманских народов издали его с учетом консонантной основы текста в 1803 г., а в 1848 году в Казани был издан Коран, на полях которого были показаны десять канонических систем декламации. Большой вклад в дело строгого следования в печати Корана консонантной основе текста внесли Шигабутдин Марджани и Муса Бигиев.

Таким образом, диссертация Камиля хазрата расширяет и конкретизирует представления о существенном вкладе татарских богословов XIX – нач. XX вв. в коранические науки, в частности, в разделы графики и письма Корана, способов его чтения, а также в освещение вопросов его толкования.

Основные положения диссертации отражены в научных публикациях Камиля хазрата в арабо- и русскоязычных научных изданиях и сборниках по итогам научно-практических конференций. В них он раскрыл такие темы, как возникновение арабского письма и правописание мусхафа, различия между изданиями мединского Корана (1985 г.) и казанского Корана (1803 г.) в вопросе наличия алифа или его отсутствия в некоторых словах, исторические и актуальные проблемы издания Корана «Казан басма» и др.

Изучив научную работу Камиля хазрата, заслушав его выступление и ответы на заданные вопросы, решением диссертационного совета было объявлено о присуждении ему степени доктора исламских наук по специальности корановедение.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle