Татарские муллы глазами русских миссионеров

При изучении этнографии и быта народов Среднего Поволжья мы видим, что особую роль в исследовании местных народов сыграли русские миссионеры. Они внесли важный вклад в том числе в изучение татар. Несмотря на то, что миссионеры рассматривали ислам как угрозу и были оппонентами татар-мусульман, многие из них оставили объективные данные об особенностях ислама среди татар, их быте и традициях.

Среди таких исследователей стоит отметить Якова Дмитриевича Коблова (1876 – после 1937г., неизвестно). Он был выпускником и в последующем магистром Казанской духовной академии. С 1901 по 1908 год Яков Коблов исполнял должность казанского епархиального миссионера, но при этом не имел духовного сана. Его исследования по татарам представляют собой ценный этнографический источник.

В этой статье мы рассмотрим описания Коблова касательно татарских мулл в дореволюционной России. Прежде всего Коблов обращает внимание на то, что, проезжая по местности, населенной татарами-мусульманами, обязательно в глаза бросается тот факт, что в каждой деревне, как бы она ни была мала и бедна, присутствует мечеть. По его мнению, этот достопримечательный факт свидетельствует о том, что татары-мусульмане прежде всего обращают внимание на удовлетворение своих религиозных потребностей.

Коблов отмечает, что мулла у татар является руководителем мусульманской общины, так сказать имамом-предстоятелем прихода. Причем мулла зорко следит за соблюдением правил религии со стороны своих прихожан и не терпит никаких отклонений. Он чаще всего является не номинальным, а действительным руководителем общины, которая обычно находится в полном ему подчинении.

Коблов указывает на то, что мулла со своими прихожанами находится в очень тесных отношениях. Обычно это избранный из этой же среды человек. Мулла, как и все остальные, занимается сельским хозяйством и в этом плане не отличается от других татарских крестьян. От других он отличается лишь большей осведомленностью в мирских и духовных делах. Мулла отлично знает и понимает жизнь своих прихожан, потому что сам не выделяется из их среды, живет одинаковую с ними жизнь, а потому прекрасно может ими руководить.

Особое внимание Коблов акцентирует на том, что мулла подчиняет себе прихожан не внешним авторитетом или какими-либо полномочиями, а прежде всего своим духовным влиянием, как более умный и способный представитель общины, понимающий ее сущность изнутри. Мулла в татарской деревне – это всё, замечает Коблов: и исполнитель молитвенных обрядов, и учитель детей, и советник во всех житейских делах, и даже судья.

Как зарождалась татарская система образования? Часть I
Благодаря полноводной Волге и Каме Волжская Булгария стала одним из центров международной торговли, куда съезжались купцы из разных стран и уголков мира. Обширные международные связи также благоприятно влияли на рост образования и знаний среди местного населения.
27.01.2021
3105

Поэтому религиозная убежденность мусульман, их устойчивость во взглядах, полученных в школе, не ослабевает, а, наоборот, под умелым руководством мулл усиливается и закрепляется на всю жизнь.

Интересные замечания Коблов оставил и о быте татарских мулл. В частности, он отмечает, что звание муллы не дает никаких гражданских прав или преимуществ. Поэтому мулла тот же крестьянин, только вследствие посторонних заработков немного выделяющийся из остальной среды крестьян. Даже при неимении больших доходов мулла живет зажиточно, потому что у него нет больших запросов и потребностей.

Он указывает на то, что дом муллы в деревне лучший, но всего лишь выделяется среди остальных как дом более зажиточного крестьянина, не более того. Покрой одежды у муллы такой же, как у его прихожан. В доме муллы можно видеть то же, что у каждого рядового мусульманина: те же нары, те же подушки и перины, а на видном месте предметы наиболее для него ценные, как и у остальных зажиточных крестьян. Лишь большое количество религиозной литературы отличает его дом от остальных.

При этом, как отмечает Коблов, влияние муллы на прихожан огромно. Муллу в приходе не только почитают и уважают, но положительно боятся. Если на улице толпа молодежи развлекается разными играми и удовольствиями: крича, громко беседуя и исполняя без остановки песни. Но как только из дому выходит мулла, идя по улице неспеша, с серьезным и внушительным видом, то достаточно его появления, чтобы шум и беседы на улице стихли, а самые храбрые из молодежи попрятались, кому куда придется.

Каким Шигабутдин Марджани был в обычной жизни?
Все мы знаем Шигабутдина Марджани как великого богослова и ученого. А каким же он был в своей повседневной жизни?
02.03.2021
3079

Продолжение следует…

Использованные источники:
1.Коблов Я.Д. О татаризации инородцев Приволжского края. Казань, 1910.
2.Коблов Я.Д. О магометанских муллах. Религиозно-бытовой очерк. Казань, 1907.

Социальные комментарии Cackle