Первая в мире демократически избранная мусульманка из Грузии

Конечно, многие мусульманки за время существования исламского вероучения обладали огромной политической властью, правили целыми империями (сама Софиева, вероятно, была названа в честь Великой Сефевидской принцессы, поэтессы и политического деятеля Пери-Хан ханум), а некоторые, вероятно, избирались менее формализованными способами. Но случай Софиевой представляет собой первый в истории факт, когда мусульманская женщина баллотировалась на современных выборах и победила.

5 самых выдающихся женщин в Исламе

Село Караджала довольно типично для десятков населённых пунктов, где проживают азербайджанцы, расположенных на юго-востоке между Тбилиси и границей Грузии с Азербайджаном. Это место относительного благополучия, где мужчины пьют чай в чайханах, а женщины в пёстрых платках патрулируют большие домашние территории. Но сто лет назад здесь появился удивительный мир. Записи, недавно обнаруженные историком Ираклием Хвадагиани, показывают, что в 1918 году Караджала стала первым местом в мире, где демократическим путём на должность была избрана мусульманская женщина.

Звали её Пери-Хан Софиева. Информации о ней крайне мало, даже точная дата её рождения не известна. Всё, что сохранилось, - её подпись в официальных документах, одна фотография, её могила и народные воспоминания старейшин Караджалы. Однако история Софиевой резонирует далеко за пределами сонной Караджалы, отражая огромные перспективы и ужасные потери, которые Грузия пережила в первой половине XX века.

В 1918 году Грузия как раз решилась на довольно смелый эксперимент в области современной демократии. В хаосе Первой Мировой Войны и революции Демократическая Республика Грузия провозгласила свою независимость и создала социал-демократическое, полиэтническое государство с Конституцией, закрепляющей всеобщее избирательное право, права меньшинств и свободу вероисповедания. Одним из первых его действий было проведение местных выборов, чтобы обеспечить демократическую подотчётность на уровне деревень.

Архивные документы показывают, что Софиева баллотировалась как независимый кандидат на выборах в 1918 году, конкурируя с кандидатами от общенациональных политических партий Грузии, партий, которые охватили большинство районов страны. «Её победа показывает, насколько большим влиянием и авторитетом она обладала в родной деревне», - объясняет в своём исследовании Хвадагиани. – «Когда смотришь на фотографию, понимаешь, какой важной персоной она должна была быть для всего общества, что за неё проголосовало большинство».

Всеобщее избирательное право в 1918 году было характерно не только для Грузии. Женщины голосовали и были избраны в несостоявшееся Конституционное собрание в постимперской России, в то время как Новая Зеландия предоставила женщинам право голоса ещё в 1893 году. Но Грузия была одним из очень немногих мест с большой мусульманской общиной, где женщины могли голосовать.

Соседний Азербайджан, который также провозгласил свою независимость в 1918 году, был первой мусульманской страной в мире, провозгласившей всеобщее избирательное право, но ни одна женщина не была избрана в его парламент после выборов в декабре 1918 года. Грузия же избрала пять женщин и трёх мужчин (все мусульмане) в свой собственный парламент в 1919 году, через год после местных выборов.

Поэтому почти наверняка Софиева была первой официально избранной женщиной-мусульманкой. Конечно, многие мусульманки обладали огромной политической властью, правили целыми империями (сама Софиева, вероятно, была названа в честь Великой Сефевидской принцессы, поэтессы и политического деятеля Пери-Хан ханум), а некоторые, вероятно, избирались на верховные должности, но менее формально. Но случай Софиевой представляет собой уникальное событие.

Местная пресса в то время говорила, что в Грузии произошло историческое событие – в парламент была избрана мусульманка, что говорило о высоком уровне демократии и культуры выборов.

Софиева была очень храброй и мужественной, необычной женщиной. В любой беседе решающее слово было за ней. Она была одной из девяти детей – единственной девочкой в своей семье. Свою активность, амбициозность, умение вести дела и договариваться девушка проявила ещё в самом детстве. Становится возможным увидеть, как умная женщина с головой в бизнесе и восемью братьями, поддерживающими ее, может стать фактическим главой деревни, подобной Караджале. При этом она следовала предписаниям Шариата – читала Коран, раздавала садака. Она была фактическим и духовным лидером целой деревни. К ней обращались за советом.

Её братьям повезло меньше. В годы репрессий пятеро из восьми братьев Пери-хана были казнены. Эти трагические события, по сути, положили конец общественной жизни Пери-Хана в Караджале. Она посвятила остаток своих дней защите того, что осталось от её семьи. После того как её братья были убиты, Пери-Хан воспитала их детей как своих собственных и сделала всё возможное, чтобы защитить их от гонений.

Пери-Хан умерла в 1953 году. Отдельная часть Караджалинского кладбища отведена для Софиевых. Некоторые могилы украшены фотографиями в натуральную величину, выгравированными на чёрном мраморе, другие – грубо обтёсанными камнями, торчащими из-под земли. Могила Софиевой представляет собой скромные очертания камней, расположенных в виде прямоугольника.

Что мы знаем о женщинах – исламских ученых?

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle