В этом году исполняется 150 лет со дня рождения незаурядной Мухлисы Буби (1869-1937). Это имя заставляет задуматься о многом. Сельская учительница при царе, ставшая кадыем при большевиках, признанная в обществе, но несчастная в браке - ей выпал нелегкий путь, её ждал трагический уход...
Мухлиса Буби запечатлелась в народной памяти как неординарная личность. Но не она одна. Известны имена её выдающихся современниц, чья деятельность до сих пор даёт благодатные всходы. Недавно в Медресе “Мухаммадия” прошёл вечер “Что мы знаем о жемчужинах нашего народа?” («Халкыбызның гүзәл энҗеләрен беләбезме?»).
Программа была посвящена видным татарским просветительницам прошлого, активно занимавшимся религиозным и научным знанием, его распространением среди различных общественных слоёв.
Путешествие в прошлое
Соорганизатор и ведущая программы «Что мы знаем о жемчужинах нашего народа?», учащаяся Медресе «Мухаммадия» Гульназ Ильязова:
«…Будто на машине времени мы перенеслись в Поволжье конца 19 - начала 20 веков. Хотелось поближе разглядеть наших выдающихся просветительниц - Мухлису Буби, Фатиху Аитову, Зухру Акчурину, Сару Шакулову. А также их замечательных современниц - Уммугульсум Акчурину-Камалову, Гайшу Богданову, Захиду Бурнашеву, Махруй Музаффарию, Зайнаб Хасани, Махубу Дердманд, Хадиджу Ямашеву и др.
Стык 19 и 20 веков - время активного развития татарского просветительства. Оживляется религиозная и общественная мысль, делаются попытки найти гармоничное сочетание исламского и светского образования, к последнему начинают допускать женщин и девушек. Этот период охватывает жизни не только блистательных жемчужин народного образования, но и множество судеб неизвестных, но не менее выдающихся женщин.
АльхамдулиЛлях, жизнь нынешних мусульман намного спокойнее и комфортнее, чем те условия, с которыми пришлось столкнуться нашим героиням. Сегодня мы имеем возможность беспрепятственно соблюдать исламские нормы жизни, получать интересующее нас образование, развиваться и расти. Мы живём в условиях спокойной счастливой жизни. И наша задача - получить знания, сохранённые теми, кто жил до нас, и передать их в целости тем, кто придёт после нас».
Народные жемчужины
Остановимся лишь на некоторых фактах, раскрывающих, насколько татарские просветительницы прошлого были преданы служению своему народу.
1. Фатиха Аитова (1866-1942), меценатка, просветительница, основательница первой женской гимназии в Казани.
В 1906 году Фатиха Аитова получила крупное наследство после смерти отца. Значительную часть этих средств она вложила в организацию новой женской школы, открытие которой состоялось в 1909 г. В 1916 году после нескольких безуспешных попыток Фатиха Аитова, получила разрешение на преобразование школы в частную гимназию. Перед этим они с мужем около трёх лет путешествовали по Европе, изучая опыт работы гимназий в Праге, Вене, Берлине.
Её супруг – крупный казанский коммерсант Сулейман Аитов – поддерживал социальные инициативы жены. Рассказывают, что, когда он к ней сватался, юная Фатиха поставила единственное условие – помочь ей в дальнейшем с постройкой школы для девочек. Он принял её условие, и с тех пор эту пару объединяло не только супружество, но духовные и общественные ценности.
2. Зухра Акчурина (1862-1903), первая татарская женщина-журналист, издатель, общественный деятель.
Зухра Акчурина, происходя из старинного и состоятельного рода, согласилась выйти замуж за неизвестного тогда и не слишком зажиточного Исмаила Гаспринского. Она разделяла общественные взгляды мужа, поэтому полностью приняла его идею об издании общетюркской газеты «Тарджеман» («Переводчик»).
Зухра ханым отдала на подготовку газеты свои драгоценности (алмазы и золото). А затем около 6 лет плотно занималась всеми издательскими вопросами - переводами, редактирование, ведением переписки и пр. По словам Р.Фахретдина: «…Если бы пришлось поручить все эти дела оплачиваемому сотруднику, обеднел бы сундук газеты, и ее издание не могло бы продолжаться…». Газета просуществовала 35 лет, до 1918г.
Сегодня мало или почти не исследовано духовное наследие замечательных татарских женщин, занимавшихся религией и наукой, просвещением и образованием. Они составляют генофонд нации. Поэтому важно изучать их жизненный путь, а через это - богатую и поучительную историю народа.
Гузель Ибрагимова