Строгое следование традициям или слово за модой – как выглядит национальное узбекское платье сегодня?

Задумывались ли вы когда-нибудь, что значит для современной молодёжи традиционный национальный костюм? Отголосок прошлого или нить, связывающая нас с многими поколениями, жившими ранее, сохраняющая и передающая потомкам историю рода?

Многие считают, что традиционный костюм, к какой национальности он бы не относился, не может быть современным, это то, что можно надевать по праздникам или на очень важные семейные даты. Но есть и те (и таких, кстати, становится всё больше), в том числе модельеры, которые своей каждодневной работой доказывают, что традиционное облачение имеет право на жизнь, что оно может быть стильным и современным, давая фору, порой, даже моделям крупных мировых домов моды.

И сегодня я предлагаю вам, наши дорогие читатели, окунуться в историю трансформации узбекского костюма.

Расшитые тюбетейки и золотное шитьё

Узбекский национальный костюм, развиваясь в общем русле восточной одежды, в то же время всегда отличался своими самобытными, неповторимыми чертами. Современный халат, которые можно увидеть на жителях республики, уже не совсем то одеяние, каким оно было, скажем, сто лет назад. Если мы углубимся в этимологию слова «халат», то заметим, что пришёл этот атрибут одежды на Запад ещё во времена монгольского нашествия, прочно закрепившись в лексиконе некоторых народов.

Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха – куйлак, которая вначале имела длину ниже колен, а потом её укоротили до середины бёдер. Ворот рубахи, как правило, выполнялся в двух вариациях. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник, а в других – рубаха имела горизонтальный разрез от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха – яхтак. Её обычно шили из хлопчатобумажной ткани, а носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк.

Пожалуй, самой незамысловатой принадлежностью мужского костюма были штаны – иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

Мужской халат, или чапан, отличается одинаковым покроем для любого возраста. Шили халаты в зависимости от времени года либо без подкладки, либо с тонкой подкладкой или тёплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы, чтобы не сковывать движения ног. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетёной тесьмой или полоской материи, на груди пришивались две завязки.

Нельзя представить себе костюм жителя Средней Азии без головного убора. В Узбекистане это был кулох или тюбетейка-дуппи. Свою роль в популяризации тюбетейки сыграл ислам и нежелательность для мусульманина выхода из дома с непокрытой головой. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для неё характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на чёрном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Без такой тюбетейки ни один мужчина не появится в мечети, не придёт на свадьбу или похороны.

В Ташкенте до сих пор популярны мужские тюбетейки из хлопчатобумажной или бархатной ткани тёмно-зелёного, синего или чёрного цвета на подкладке, простёганные вручную или на швейной машине. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины.

Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитьё, украшавшее одежду бухарского эмира и знати. Наиболее распространенными были золотошвейные халаты, которыми повелитель одаривал своих приближённых, и сам охотно получал подобные подарки. Вышивка золотом выполнялась по шёлку и бархату, а орнамент шитья был почти сплошь растительный, редко можно было увидеть геометрические узоры. Справедливости ради стоит подчеркнуть, что золотошвейное искусство в Бухаре в старину было делом исключительно мужским и в основном придворным. Золотой нитью вышивали не только халаты, но и тюбетейки, обувь. Сегодня же золотошвейный халат – зарчапон – и чалма из золотой или серебряной парчи стали непременными деталями мужского свадебного костюма.

Шаравары или паранджа – как одевались узбечки

Пожалуй, наиболее древняя традиционная одежда женщин-узбечек – это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были в форме туники, длинные, до щиколоток, прямые, иногда расширяющиеся книзу. В Бухарском и Самаркандском краях ворот платьев с вертикальным вырезом обшивался тесьмой из золотого шитья кешкурта и украшался разнообразной вышивкой. Рукава делали прямыми и длинными, закрывающими кисть, что требовали и религиозные предписания. Позже, в конце XIX века, появились платья с отрезной кокеткой и платья со стоячим воротником и рукавами с манжетами. И до настоящего времени эти платья из знаменитого хан-атласа или яркого шёлка являются основной формой национального костюма.

Шаровары являлись неотъемлемой частью одежды женщины, которые носились с младенчества и до самой смерти. Штаны, широкие сверху, от колен сужались настолько, чтобы можно было продеть ногу. В прошлом шаровары шили длинными, до пят, а низ обшивался тесьмой джияком, которая заканчивалась кисточками.

Что касается женского халата, то ворот его был довольно открытый и широкий, борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем в мужских халатах. Среди женщин Бухарского и Самаркандского оазисов были распространены лёгкие длинные распашные халаты румча, слегка прилегающие по талии.

Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак. Это распашная в форме туники одежда без воротника, которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга Мурсаки делали длинными, до земли, на подкладке, а чаще стёганными на вате. Ворот, полы и низ рукавов обшивали тканой тесьмой. Мурсаки полагалось давать невесте в приданое, а пожилые женщины обязательно припасали их для своего погребения – два мурсака накидывали на женские похоронные носилки.

С давних пор в качестве верхней женской одежды употреблялся и халат тун чапан того же покроя, что и мужской. Он был более узкий, чем мурсак, с длинными, суживающимися книзу рукавами. Во второй половине XIX века среди верхней одежды появился камзол или камзур, который представлял собой слегка прилегающий в талии халат с короткими и узкими рукавами, с вырезной проймой и отложным воротником. В это же время стали появляться короткие безрукавки типа жилеток нимча.

Голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки В позапрошлом столетии женщины надевали плат с отверстием для лица, на лоб повязывали небольшой платок пешона румол, а поверх его навертывали тюрбан в виде чалмы. В будничные дни голову покрывали платком из белой кисеи дока, иногда украшенным вышивкой.

Более состоятельные женщины носили платки, затканные золотой или серебряной мишурой. К началу XX века широкое распространение получили вышитые шёлком или золотой нитью тюбетейки-дуппи. Выходя из дома, узбекская женщина обязательно накидывала на голову мурсак или мужской халат.

С середины XIX века традиционной женской одеждой стала паранджа. Это видоизменённый большой и широкий халат, который женщина, накидывала воротом на голову, чтобы скрыть свою фигуру от посторонних взглядов. Таким образом, рукава оказывались не нужными и их сначала просто закидывали за спину, а потом стали ещё и сшивать, так что они сделались ложными. К парандже полагался чачван – густая прямоугольная сетка из чёрного конского волоса, закрывающая лицо женщины. Выходить за пределы дома в парандже были обязаны женщины всех возрастов. Даже девочки, достигшие зрелости, в исламе равной девяти годам, уже должны были надевать паранджу.

В Узбекистане паранджа была распространена далеко не повсеместно. В основном она являлась городской одеждой и лишь изредка её носили состоятельные женщины из кишлаков.

Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра. Кольца с блестящими камнями и браслеты, серьги кашгар-болдак с дужкой в виде тонкого кольца или серьги с подвесками в виде куполков были настоящими произведениями ювелирного искусства. Шею украшали связки бус из кораллов или ожерелья из монет. Особенно красивы были старинные налобные украшения баграк в виде полосы соединенных шарнирами квадратиков из серебра со вставками из бирюзы и тилля-кош – довольно высокий кокошник, нижняя часть которого повторяла форму женских бровей.

Традиции и современность

Национальные костюмы свидетельствуют о богатых культурных традициях узбекского народа, его обрядах и традициях, образе жизни и глубоких исторических корнях. Что же касается современной одежды узбеков, то она весьма неоднородна. С течением времени национальные костюмы сильно изменились, но даже самые современные варианты с успехом сохраняют самые древние традиции жителей Востока и историческую связь, корни которой уходят в самые древние времена.

В настоящий момент узбекские платья, которые надевают молодые девушки, отличаются свободным покроем, зачастую у них на спине и на груди имеется собранная кокетка. Рукава в таких платьях вшивные, а воротники – стоячие. Вместе с тем, модницы обращают пристальное внимание на ультрасовременные приталенные модели. К тому же, на смену чапану пришли красивые джемперы, пиджачки, а также пальто.

Городские, а также отчасти сельские девушки, в особенности, если они родом из интеллигентных семей, отдают предпочтение европейским нарядам, при этом в неё частенько привносят национальные мотивы. Узбекская одежда с годами успешно обогащается, поскольку она вбирает в себя новые черты, но, при этом, сохраняет свою аутентичность.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle