Уроки жизни на основе сиры Посланника Аллаха (ﷺ)

Мы черпаем знания и мудрость из Священной книги и хадисов, описывающих то, что делал и говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Но есть еще один источник, который дает нам глубокое понимание того, как и когда был ниспосланы те или иные аяты, как они были использованы, и вообще источник, который показывает «фон» этих хадисов и аятов, который в свою очередь дает более полное и цельное понимание Исламских законов. Это жизнеописание самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ознакомившись с ним, можно лучше понять свою религию, узнать контекст, из которого вырываются и потому неправильно толкуются некоторые аяты и хадисы. И можно просто впечатлиться… Лично для меня это были приятные открытия, новые уроки и «очаги мудрости», согреваясь у которых можно улучшить свою жизнь и понимание своей религии.

В жизни очень важно встретить такого человека или какое-либо дело, которое поможет тебе раскрыть твои лучшие стороны, реализовать твой положительный потенциал. Читая о жизни  людей, которые стали потом сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возникает мысль, что если бы не эта встреча, многие из них  так и остались бы в заблуждении и безвестности. Но как отвернулся от язычества и невежества Умар, как оставил все свое имущество Сальман аль Фариси, как стал известным храбрым воином Халид бин Валид…

Впечатляет талант Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видеть в людях их потенциал и помогать им раскрыть его. Если он видел, что человек хорош в чтении Корана и обучении, то он посылал его к новообращенным, чтобы он помог им. Если он видел военный талант, он делал из его обладателя предводителя в бою. Если он видел в человеке умение заботиться и охранять, то он оставлял его с женщинами и детьми, когда остальные уходили на битву. То есть видя в каждом лучшее из его качеств, он приглашал его к использованию своего таланта в подходящих для этого ситуациях. И он не требовал от искусного чтеца Корана военных подвигов. И не требовал от воина быть еще и хранителем или писцом. Он уважал каждого, ценил хорошие качества в каждом, не упрекая в недостатках. Это наверно побуждало этих людей добровольно стремиться к улучшению своих нравов и постижению религии. Как отмечают историки, одной из важных заслуг Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было то, что он воспитывал великих людей. Действительно, особенное обращение и хороший пример дают неоценимые результаты…

Это также относится к тому, какие он выстраивал отношения с людьми. Он с ними советовался: стоит ли выходить в поход, согласны ли они на участие, как организовать наступление или защиту, как разрешить конфликтные ситуации и т.д. Примечательно, что он провоцировал людей высказывать свое мнение. Он не был тем лидером, который единолично решает как поступать, а потом принуждает к этому других. Он был тем человеком, который не превозносясь над остальными, спрашивал их мнения, принимал решение на основе их мнений и побуждал их к самовыражению и участию в общем деле. Он хотел воспитать свободных людей – не тех, которые боятся его и проявляют почтение из страха, а тех, которые имеют свое мнение, позицию, личность в конце концов. Может, это и было одной из причин их искренней любви к нему, их преданности и безусловного доверия к нему.

Интересен тот факт, что несмотря на то, что курайшиты враждовали с ним из-за его религии, они по-прежнему доверяли ему. В ту ночь, например, когда было задумано покушение на него с участием всех курайшитских кланов, в его дом все еще лежали вещи, отданные ими ему на хранение. Хоть они и ненавидели его, но никому не доверяли свои вещи больше, чем ему. Даже своим «единоверующим» соплеменникам.

Интересно  и то, что враги не могли устоять перед красотой и мудростью речей Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они тайком ходили к его дому, чтобы послушать его. Так, однажды ночью четыре лидера курайшитов: Абу Суфьян ибн Харб, Абу Джахль ибн Хишам, аль-Ахнас ибн Шарик и Амр ибн Вахб – решили, независимо друг от друга, пойти и послушать слова Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые тот произносил по ночам, ведь Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, обычно всю ночь молился и читал Коран – вплоть до утренней молитвы.

Каждый из этих четырех мужчин сидел и слушал в темноте, думая, что является единственным слушателем, но когда рассвело и каждый из них встал, чтобы уйти домой, они встретились на перекрестке. Они засыпали друг друга упреками, и каждый заверил, что поддался такому искушению в первый и последний раз. Но следующей ночью их еще сильней влекло к дому Мухаммада, и каждый снова шел, думая, что только он будет слушать Пророка. Утром они опять осыпали друг друга упреками и договорились никогда больше здесь не показываться и не слушать Мухаммада, ведь если об этом узнают простые люди, это подвигнет их принимать ислам. Но и на третью ночь они снова встретились, когда крались прочь от дома Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Они по-настоящему испугались, что покорятся Пророку, и торжественно поклялись друг другу, что никогда больше не приблизятся к его дому. И хотя их гордость и преданность невежественным обычаям и погоне за почетом мешала им принять истину, они не могли не признать красоты, мудрости и приятности того, что говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Этот факт указывает на то, что то, что велит наша религия, очень близко и приятно природе человека, и является для примером для тех, кто хотел бы донести эту истину до других.

Продолжение следует…

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle