Пророк Муса (мир ему): испытание золотом и огнем

Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...  

Начало:

Наставление первое. Юсуф (алейхи салям)

Наставление второе. Нух (алейхи салям)

Наставление третье. Муса (алейхи салям) Ч1

 

Испытание золотом и огнем

В одном из риваятов сообщается: «Как бы не боялся Фараон Мусы (алейхи салям), но однажды, не в силах сдержать свою любовь к нему, он взял его на руки и захотел немного поиграть с ним. Муса (алейхи салям) оказавшись в объятьях Фараона, схватил его за бороду и резко дернул, из-за чего Фараон сильно ударился головой о мрамор. Фараон чуть не разбил себе голову, сильно разозлился и в то же самое время очень испугался и закричал: «Этот ребенок убьет меня. Это тот самый ребенок, который по предсказанию лишит меня власти». Палачам уже был дан приказ убить этого ребенка, но Асия вновь возразила ему:

- Ведь это всего лишь маленький ребенок, у него не может быть никаких плохих намерений и целей.

Но Фараон в страхе и удивлении смотрел в одну точку, размышляя о том, что, возможно, этот ребенок станет причиной его гибели. Поэтому он и принял решение убить Мусу (алейхи салям). Однако, несмотря ни на что, Асия продолжала возражать и в последней надежде сказала:

- Раз уж ты так думаешь, то давай испытаем этого ребенка. Если окажется, что этот ребенок как ты и думаешь, очень умен и знает, что делает, то тогда ты убьешь его. Если же окажется, что это не так, тогда не убивай его и отдай мне.

Чтобы испытать ребенка, Фараон приказал разжечь огонь и принести золото. Все это поставили перед ребенком, чтобы посмотреть, к чему именно он потянется. Обычный ребенок, безусловно, потянулся бы к свету, не думая о том, что может обжечься. Если же Муса (алейхи салям) протянет руку к золоту, то станет очевидным, что это не обычный ребенок, а ребенок очень умный и одаренный. А это в свою очередь будет означать, что он преднамеренно ударил Фараона головой о мрамор, и что он является тем, кто в будущем погубит Фараона и положит конец его правлению.

К чему же потянулся Муса (алейхи салям)? Конечно же, он потянулся к золоту, так как он был очень умным ребенком, который в будущем станет пророком. И вот в этот момент появился Джибриль (алейхи салям) и направил руку Мусы (алейхи салям) к огню. Более того, он взял в руку уголек и поднес его ко рту, и даже обжег себе язык. Из-за этого у него и появилась шепелявость. То есть, потянувшись к огню, он хоть и обжег себе руку и язык, но при этом спас свою жизнь.

Очевидно, что золото в этой истории отождествляется с мирской жизнью. То есть если мы, пренебрегая ахиратом, станем жить ради богатства, то подвергнем себя большой опасности в жизни вечной. Огонь же для людей, размышляющих является знаком религии. Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Для людей наступит такое время, когда соблюдать предписания религии станет тяжелее, чем держать в руках горящую головню».

То есть настанут времена, когда соблюдать религию будет тяжелее, чем держать огонь в руке. Если возьмешь в руку огонь, то обожжешь ее, а если бросишь огонь, чтобы не обжечь руку, то разве можно бросить религию?

Даже если соблюдать предписания религии станет так же трудно, как держать огонь в руках, отпускать его нельзя! Благодаря этому, с позволения Аллаха, мы сможем спасти себя от огня Ада. От боли, которую мы испытаем, можно избавиться посредством дуа к Аллаху и Его помощи. Да, этим огнем Муса (алейхи салям) обжег себе язык и стал шепелявить, но он спасся от смерти, а затем посредством дуа избавился и от шепелявости.

Избавление от шепелявости произошло следующим образом. Когда наступило установленное Всевышним Аллахом время, Он сказал Мусе (алейхи салям):

اذْهَبْ إِلَىٰ فِرْعَوْنَ إِنَّهُ طَغَىٰ

«Иди к Фараону, так как он преступил границы дозволенного». Когда Муса (алейхи салям) получил от Всевышнего Аллаха этот приказ, то сказал:

.قَالَ رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي 

.وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي 

.وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي 

.يَفْقَهُوا قَوْلِي 

«(Муса) попросил: «Господи! Раскрой мою грудь (освети мою душу верой)! Облегчи мою задачу (как посланника)! И сделай меня красноречивым, чтобы они могли понять мою речь» (Та-Ха 20:24-28). Эта его просьба была принята, и речь его стала четкой и внятной.

Примечательно, что очень многие проповедники начинают свои проповеди именно с дуа, с которой обратился Муса к Всевышнему: «Господи! Раскрой мою грудь (освети мою душу верой)! Облегчи мою задачу (как посланника)! И сделай меня красноречивым, чтобы они могли понять мою речь». Если бы не помощь Аллаха, то разве легко было бы собрать вместе столько слов? Если бы не помощь и облегчение от Аллаха, то человек ошибался бы даже при чтении суры Фатиха, которая повторяется в намазах сорок раз в течение дня.

А что Фараон? Его переполняло высокомерие, он преступил границы дозволенного и стал считать себя божеством. Если поначалу он говорил: «Я - ваш господь», то однажды он заявил:

فَقَالَ أَنَا رَبُّكُمُ الْأَعْلَىٰ

«Я – ваш Всевышний Господь» (ан-Назиат 79:24).

Почему же он возомнил себя божеством? В действительности, Всевышний Аллах даровал Фараону большую власть и долгую жизнь, на протяжении которой он ни разу не болел. У него ни разу не было даже головной или зубной боли. Вследствие этих особенностей правитель стал задумываться: «Я очень отличаюсь от простых смертных людей». Большое влияние на него оказывало и окружение, среди которого было немало подхалимов, стремящихся заслужить его расположение и убеждавших: «Ты не просто отличаешься от простых людей, ты – сверхчеловек». Поистине, окружение человека может его погубить. Как это сделал со своим правителем Хаман.

 

Заманчивое предложение, сделанное Фараону

Человек по имени Хаман, был главным визирем и главным советником Фараона. И именно Хаману принадлежит большая заслуга в том, что Фараон объявил себя божеством.

В одном из риваятов сообщается: в какой-то момент Фараон отказался от утверждений о своей божественности и стал думать о том, чтобы уверовать, так как получил такое предложение от Мусы (алейхи салям):

- Если ты уверуешь, то Всевышний Аллах вернет тебе молодость и силу. Ты не будешь лишен своей власти и своего богатства, а в ахирате ты будешь введен в Рай.

Конечно же, подобное предложение показалось Фараону очень привлекательным, и он сказал:

- Постой, мне нужно хорошенько подумать об этом.

Он позвал к себе главного визиря и стал совещаться с ним. Однако Хаман был категорически против:

- Понимаешь ли ты, что говоришь? До этого дня ты говорил людям, что являешься божеством, а сейчас ты хочешь стать рабом другого Бога? Не важно, что тебе пообещали, после отказа от притязаний на божественность ты утратишь свое достоинство и положение.

Посоветовавшись с Хаманом, Фараон подобно огромному камню продолжил стремительно скатываться в Ад.

Как видите, советники способны как возвысить человека, так и унизить его. И даже толкнуть к гибели. Вспомните, что случилось, когда рядом с Усманом (радыяллаху анху) появился Марван, ставший причиной событий, приведших к убийству Усмана (радыяллаху анху).

Сообщается, что однажды Харун ар-Рашид вместе с одним из своих советников, отправился к Фудайлю ибн Ияду (рахимахуллах), чтобы получить от него наставление. Фудайль ибн Ияд (рахимахуллах) же сделал наставление на ухо халифу Харуну ар-Рашиду, который слушал это наставление со слезами на глазах, а затем сказал:

- Дай мне еще наставлений.

Фудайль ибн Ияд сказал:

- О, Харун! Мне нечего тебе больше сказать. Однако я не хочу, чтобы в Судный день ты подвергся наказанию, поэтому страшись Аллаха и неуклонно выполняй все Его повеления. Эта страна подобна твоему дому, а население этой страны подобно твоим домочадцам. Если хотя бы один человек из числа твоих домочадцев ляжет спать голодным, то именно ты будешь спрошен за это. Завтра, в день отчета, этот человек станет твоим врагом и потребует от тебя возмещения своих прав. Так обходись же со своими домочадцами справедливо и по-доброму.

Услышав это, Харун ар-Рашид стал громко плакать. Советнику, находившемуся рядом с халифом, не понравились слова Фудайля ибн Ияда, и он сказал халифу:

- Господин! Давайте немедленно уйдем отсюда.

В ответ Фудайль ибн Ияд сказал ему:

- О, Хаман! Ты и подобные тебе люди погубят халифа!

Фудайль ибн Ияд неспроста назвал советника Харуна ар-Рашида «Хаманом», ведь в притязаниях Фараона на божественность большую роль также сыграл его советник Хаман. Несомненно, в этих словах заключен большой смысл. Фудайль ибн Ияд хотел сказать следующее:

«Те, кто мешает правителям выслушивать наставления, видеть истину и поступать в соответствии с ней, ничем не отличаются от Хамана. В то же время если люди, наделенные властью, будут поступать в соответствии с советами таких советников, то их ждет такая же участь, как и Фараона».

 

«Отправляйся к Фараону, так как он преступил границы дозволенного»

Фараон и его народ продолжали упорствовать в неверии и зле. А Всевышний Аллах даровал Мусе (алейхи салям) пророчество, чтобы избавить людей от гнета и зла, напомнить им о том, что нет кроме Него другого истинного Бога, и чтобы освободить сынов Исраилевых, научив их истинной религии, сказав Мусе (алейхи салям):

اذْهَبْ إِلَىٰ فِرْعَوْنَ إِنَّهُ طَغَىٰ

«Иди к Фараону, ведь он перешел все границы (начав притязать на божественность)» (Та-Ха 20:24).

Почему несмотря на то, что Муса (алейхи салям) был направлен в качестве пророка ко всему народу, ему было приказано отправиться именно к Фараону? Потому что Фараон преступил все возможные границы дозволенного, заявив о своей божественности, и, будучи лидером своего народа, мог бы показать пример уверования своим подданым.

Перед тем, как отправиться к Фараону, Муса (алейхи салям) попросил себе в помощники своего брата:

.وَاجْعَل لِّي وَزِيرًا مِّنْ أَهْلِي 

.هَارُونَ أَخِي 

.اشْدُدْ بِهِ أَزْرِي 

.وَأَشْرِكْهُ فِي أَمْرِي

«И дай мне помощника из моей семьи — брата моего Харуна. Увеличь благодаря ему мою силу. Пусть он разделит со мной мою задачу (посланника)» (Та-Ха 20:29-32).

Старший брат является для младшего опорой в мирских делах, но он не в силах помочь ему стать пророком. Это удается, однако, Мусе (алейхи салям), который сделал дуа. О том, что его молитва была принята, и что Харуну (алейхи салям) так же было дано пророчество, Всевышний Аллах говорит в Коране:

قَالَ قَدْ أُوتِيتَ سُؤْلَكَ يَا مُوسَىٰ

«О Муса! Ты уже получил то, что попросил (и твоя просьба выполнена)» (Та-Ха 20:36).

وَاصْطَنَعْتُكَ لِنَفْسِي.

اذْهَبْ أَنتَ وَأَخُوكَ بِآيَاتِي وَلَا تَنِيَا فِي ذِكْرِي

«И Я избрал тебя для Себя (чтобы сделать Своим посланником). Идите – ты и брат – с Моими знамениями (к людям) и не уставайте поминать Меня» (Та-Ха 20:41-42). То, что Муса (алейхи салям) отправляясь к Фараону, попросил Всевышнего Аллаха отправить вместе с ним Харуна (алейхи салям), имеет важное значение. Мы видим, что даже такому сильному пророку как Муса (алейхи салям) необходима поддержка в его борьбе за веру. Сложно выстоять и добиться чего-либо в одиночку. Поэтому Муса понимал, что, отправляясь с призывом к истине к обладателям власти или к обладателям высокомерия, очень важно рядом иметь такого надежного и верного соратника, как собственный брат.

Итак, с позволения Всевышнего Аллаха, Муса и Харун (алейхима салям) отправились во дворец Фараона и постучали в его двери. В это время все обитатели дворца, предавались развлечениям и удовольствиям. Мусу (алейхи салям) и его брата отвели к Фараону.

Муса (алейхи салям) сказал: «О, Фараон! Поистине, я являюсь посланником, направленным к тебе Господом миров. Уверуй, вернись на прямой путь и спасись. Если ты не уверуешь, то хотя бы отпусти сынов Исраилевых и позволь им вместе с нами вернуться в Палестину, на родину их отцов, и не причиняй им зла».

Так же он сказал, что пришел к нему с чудесами в качестве доказательства своей пророческой миссии:

فَأْتِيَاهُ فَقُولَا إِنَّا رَسُولَا رَبِّكَ فَأَرْسِلْ مَعَنَا بَنِي إِسْرَائِيلَ وَلَا تُعَذِّبْهُمْ ۖ قَدْ جِئْنَاكَ بِآيَةٍ مِّن رَّبِّكَ

ۖ وَالسَّلَامُ عَلَىٰ مَنِ اتَّبَعَ الْهُدَىٰ

«Так идите к нему вдвоем и скажите: «Мы — посланники твоего Господа. Мир (и благополучие в обоих мирах) тому, кто следует верному пути!» (Та-Ха 20:47).

В ответ на это Фараон сказал: «Если ты правдив и если ты пришел со знамениями, то покажи нам их».

Вслед за этим, Муса (алейхи салям) бросил на землю свой посох, который он держал в руках. И тут все увидели, как этот посох превратился в огромную змею, похожую на хищника или дракона. Увидев эту змею, люди пришли в неописуемый ужас и бросились бежать. В образовавшейся давке погибло несколько человек. Сообщается даже, что страх хватил и самого Фараона.

وَنَزَعَ يَدَهُ فَإِذَا هِيَ بَيْضَاءُ لِلنَّاظِرِينَ

Затем, «И он вынул свою руку (из выреза одежды), а она – белая (и сияющая, и нет в этом сомнения) для смотрящих (на нее)» (аш-Шуара 26:33).

Здесь говорится о том, что когда Муса (алейхи салям) вытащил свою руку из-за пазухи, то она источала свет, освещая и ослепляя своим светом всех вокруг.

Фараон и его приближенные очень испугались, будучи взволнованными потерей власти, поэтому они назвали Мусу (алейхи салям) лжецом и обвинили в колдовстве:

.قَالَ لِلْمَلَإِ حَوْلَهُ إِنَّ هَٰذَا لَسَاحِرٌ عَلِيمٌ 

يُرِيدُ أَن يُخْرِجَكُم مِّنْ أَرْضِكُم بِسِحْرِهِ فَمَاذَا تَأْمُرُونَ

«(Фараон) сказал приближенной знати: «Просто он — знающий (и искусный) колдун. Он хочет своим колдовством выгнать вас с вашей земли. Что же вы прикажете (делать) (аш-Шуара 26:34-35).

(Продолжение следует)

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle