С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В одном из хадисов сказано, что души подобны воинам, которые, узнав друг друга, объединяются, а те, кто друг друга не узнал, расходятся. И это «объединение душ» не всегда происходит на основе чего-то хорошего, благого, а порой происходит так, что людей объединяет совместное совершение грехов. Одним из таких «объединяющих» факторов является любовь к злословию. В данном случае злословие стоит понимать не только как произнесение порочащих честь другого человека слов, а как любые разговоры, в которых нет ни мирской пользы, ни поминания Всевышнего, ни напоминания. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет таких людей, которые вставали бы из-за маджлиса (собрания), в котором они не поминали Всевышнего Аллаха, кроме как они встают из-за трупа осла, и будет этот маджлис для них убытком» (Абу Дауд, иснад достоверный). Шейх Абуль Мухсин аль Бадр, сказал об этом хадисе: «Подразумеваемое здесь: что не должно быть собрание свободным от поминания Аллаха, однако оно должно быть наполненным поминанием Всевышнего Аллаха, Велик Он и Благороден. И не должно быть собрание беспечным, небрежным, наполненным пустыми забавами, в котором нет поминания Аллаха, Свят Он и Велик.
И привел имам Абу Дауд, да будет милостив к нему Аллах, хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет таких людей, которые вставали бы из-за маджлиса, в котором они не поминали Всевышнего Аллаха, кроме как они встают из-за трупа осла, и будет этот маджлис для них убытком, то есть: воистину, то что произошло в этом собрании, из-за которого они встали, в этом они похожи на того, который встал от трупа осла, то есть: от гнилой вещи, и случилась в этом собрании мерзкая нехорошая вещь, и стал их уход с этого собрания подобного данному мерзкому плохому образу, который подобен уходу от трупа осла. И слова «И будет этот маджлис для них убытком» - то есть: сожалением, они будут сожалеть о том, что произошло в этом собрании, которое было наполнено забавами и беспечностью, и особенно если оно было наполнено обсуждением других людей и порочением их чести. Воистину, это будет для них убытком и сожалением, и будет их положение в Судный День таким, что будет взято из их добрых дел в пользу тех, кого они оскорбляли и о ком говорили!»
Тема таких «маджлисов» не только гийба, но и сплетни, передача ложной информации, распространение слухов, клевета, ложь, бесполезные рассказы, анекдоты и др.
С психологической точки зрения подобные «маджлисы» относятся к психологическим играм, и называется эта игра «Посмотрите, как это ужасно!» Это одна из самых распространенных психологических игр. В нее играют вдвоем или целой компанией. Люди собираются, чтобы обсудить, как все вокруг плохо, какие стали люди озлобленные, как высоко поднялись цены и низко пали нравы, как безответственны чиновники, несправедливы мужья, непокорны жены, неблагодарны дети и т.д. Также это может быть обсуждение несчастных случаев, последних событий, ухудшающегося здоровья, жалобы и т.п.
Почему это названо игрой? Потому что люди собираются не потому что их действительно волнуют проблемы окружающего мира, а для того чтобы получить внимание, сочувствие, понимание и поддержку со стороны других участников. Для них это возможность ощутить себя значимым, быть услышанным и ценным для компании. Это возможность найти единомышленников. Зачастую многие «пассивные злословщики» играют в нее именно потому что боятся быть отвергнутыми, если не поддержат беседу хотя бы кивком и взглядом.
Такие отношения основаны не на сердечной дружбе и симпатии друг к другу, а на склонности к злословию. Злословие здесь объединяющее их звено, и именно поэтому тот, кто злословит при тебе о другом, будет делать это и за твоей спиной о тебе. Потому что когда он был с тобой в компании и делился «сокровенным», это происходило не от любви к тебе, а из любви к злословию. И потому при удобном случае он предаст тебя любому, кто разделит с ним эту его склонность.
В Коране Всевышний Аллах говорит: «В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных». Одни из толкователей сказал, что это значит, что в День воскресения друзья, которые возлюбили друг друга за неверие и грехи, превратятся во врагов, потому что их любовь и дружба в этом мире не зиждилась на вере в Аллаха, а в Судный день такая любовь перерастает во вражду и ненависть. И только верующие, которые опасались многобожия и грехов, останутся друзьями друг другу, ибо они возлюбили друг друга ради Аллаха, а такая любовь вечна, как и Сам Аллах.
Отношения с другими нуждаются в таком же анализе или отчете как и собственные поступки и намерения. И так же, как мы проверяем намерение, из которого происходит тот или иной поступок, стоит задуматься и о своих отношениях – основаны ли они на том, что угодно Всевышнему, либо они скреплены общей любовью к мирскому, к грехам и злословию? Есть ли у этих отношений будущее в мире вечном, либо же они станут бременем в день Суда? Приведут ли вас эти отношения под Тень Всевышнего в Судный день, либо же приведут вас в геенну Ада, которую вы подготовили для себя «грешными маджлисами»?
Ася Гагиева