Причины многоженства Пророка Мухаммада (мир ему)

Причины многоженства Пророка Мухаммада (мир ему)

В первый раз Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) женился в возрасте двадцати пяти лет на сорокалетней вдове Хадидже (радыяллаху анха), имеющей детей от первого брака. Они прожили счастливо двадцать пять лет, и он, отдав этой женщине самые лучшие годы своей жизни, не женился во время брака с ней на других женщинах.

После Хадиджи (радыяллаху анха) его женой стала одинокая пятидесятилетняя вдова Савда (радыяллаху анха). Кроме Айши и Марии (радыяллаху анхума), все жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) были либо вдовами, либо разведенными женщинами. Как уже было сказано, до пятидесятитрехлетнего возраста у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) была только одна жена. Его многоженство приходится на последний, мединский период его жизни. И на это были весьма серьезные социальные, политические, нравственные и религиозные причины.

Следует сказать, что многоженство не было введено Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Оно существовало в разных частях мира еще до прихода Ислама, в том числе и на Аравийском полуострове. Ислам, с одной стороны, предоставляет женщине много прав, а с другой стороны, рекомендует жениться на более чем одной женщине, если есть такая необходимость. А в некоторых ситуациях ставит многоженство условием соблюдения справедливости.

Когда был ниспослан аят, ограничивающий количество жен четырьмя, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был женат на девяти женщинах. Те, кто были женаты на более чем четырех женщинах, были вынуждены выбирать и оставить лишь четырех.

Жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), матери правоверных, в случае развода уже не могли выходить замуж ни за кого другого и обречены были до конца своих дней оставаться незамужними. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предложил каждой из них развод, ни одна не дала согласия на него. По этой причине Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) было позволено оставить их всех своими женами.

Религиозные исламские знания интересовали женщин не меньше, чем мужчин. Половину последователей Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)  составляли женщины. Им также было необходимо знать предписания Ислама, касающиеся семейной жизни. И жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) сыграли неотъемлемую роль в образовании и воспитании мусульманских женщин. А в тех вопросах, которые касались именно женщин, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сделал своих жен источником знаний для них.

И даже когда женщины приходили с вопросами к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), он перепоручал их своим женам. Хотя не всегда и не во всем одна женщина могла нести такую ответственность. Во многих вопросах, для их лучшего объяснения, было необходимо учесть разные точки зрения. Поэтому, чтобы в точности передать и донести все то, о чем говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), помощь его жен была необходима. Айша (радыяллаху анха), обладавшая острым умом и хорошей памятью, как никто другой, понимала суть многих вопросов шариата, в особенности, касающихся женщин. И уже после смерти Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), на протяжении многих лет она давала мусульманским женщинам руководство и внесла неоценимый вклад в разработку основ шариата. Пророк (саллаялаху алейхи ва саллям) именно все это имел в виду, когда сказал: «Обучайтесь вашей религии у Айши!» Другой мудростью женитьбы на Айше (радыйаллаху анха) являлось то, что она была дочерью Абу Бакра (радыяллаху анху), который находясь с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) «вдвоем» в пещере Севр, скрепил себя с ним. То, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) очень любил Айшу (радыяллаху анха) объясняется тем, что она легко, но с невероятной глубиной, воспринимала то, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рассказывал ей о религии. Хотя Зайнаб и Сафийя были намного красивее Айши (радыяллаху анхунна), первыми, от чьего имени передавались хадисы, дошедшие до нас, в большинстве случаев были именно от его любимой жены.

Каждая из жен Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) имела свою историю и отдельную причину, по которой он женился на ней.

На некоторых он женился, желая вознаградить за то, что они претерпели во имя Ислама. Поэтому он женился на Умму Саляме, Умму Хабибе и Савде (радыяллаху анхунна). Эти женщины ради Ислама переселились в Эфиопию и овдовели, потеряв своих мужей. Другой причиной, по которой Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) женился, было желание привлечь соплеменников этих женщин к Исламу, погасив огонь вражды. Так он женился на Сафийе и Джувайрийе (радыяллаху анхума).

На Айше и Хавсе (радыяллаху анхума) Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) женился из уважения к их родителям, желая установить с ними родственные отношения.

Исходя из того, что лучшие годы своей жизни Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) прожил только с одной женщиной и не брал других жен, не следует полагать, что его последующее многоженство имело какие-то корыстные цели.

А понять то, какие высокие цели стояли за всеми этими браками, смогут лишь те, кто обладает пониманием веры, проницательностью и искренностью.

И если бы Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), став многоженцем, желал удовлетворить лишь желания плоти, как считают недоброжелатели, тогда ему не следовало бы посвящать лучшие годы своей жизни вдове, имеющей детей, которая, к тому же, была старше его на пятнадцать лет.

Те ограниченные люди, которые видят в женитьбе лишь удовлетворение желаний плоти, не способны постичь истинных мотивов этих поступков. Умы и сердца, занятые своими страстями и желаниями, делая столь несправедливые и оскорбительные выводы, разоблачают лишь собственную темноту и пошлость.

Осман Эрсан

Социальные комментарии Cackle