Единственный случай, когда мусульманину дозволено носить шелковую одежду

В сборниках хадисов имамов Бухари и Муслима содержится хадис от Анаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что что Посланник Аллаха (мир ему) разрешил Абдуррахману бин Ауфу и Зубайру бин аль-Авваму (да будет доволен Аллах ими обоими) носить шелковые одежды по причине кожных высыпаний.

В другом риваяте передается, что Абдуррахман бин Ауф и Зубайр бин аль-Аввам (да будет доволен Аллах ими обоими) пожаловались во время битвы на болезни кожи, и Посланник Аллаха (мир ему) разрешил им носить шелковые одежды.

В этом хадисе упомянуты 2 очень важных аспекта. Первый – правовой, второй – медицинский.

Что касается правового аспекта ношения шелка, то в Исламе ношение шелка разрешено исключительно только для женщин. Исключением является особое разрешение от Пророка Мухаммада (мир ему). Например, мужчинам разрешается носить шелковую одежду в холодную погоду, когда на них надета только шелковая одежда, а также когда они жалуются на чесотку, сыпь, клещей и т.д.

Обычно разрешения, данные некоторым мусульманам в силу особых обстоятельств, распространяется на всех без исключения. Однако, в отношении конкретно этого хадиса мнения ученых разделились.

Одни ученые считают, что ношение шелка мужчинами разрешено всем мусульманам, если есть на то медицинские показания. Другие же считали, что это было разрешено только Абдуррахману бин Ауфу и Зубайру бин аль-Авваму (да будет доволен ими Аллах). Поэтому некоторые комментаторы этого хадиса добавляют: «Я не знаю, относится ли разрешение к тому, кто придет за ними (Абдуррахман ибн Ауф и Зубайр)».

Тем не менее, основное мнение в исламском праве таково, что по медицинским показаниям ношение шелка дозволительно для всех мусульман, поскольку нет доказательств обратного, так как обычно в хадисах всегда идет уточнение. Например,  Посланник Аллаха (мир ему) однажды сказал Абу Бурде: «Это разрешается только тебе и никому после тебя». А также, Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику (мир ему) в отношении женщины, посватавшейся Пророку (мир ему) без махра: «Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим» (Сура аль-Ахзаб, аят 50)

Медицинский аспект ношения шелка заключается в том, что шелк является органическим веществом, производным насекомых, а также по своим свойствам является лекарственным средством.

Мусульманские медики относят все ткани к трем категориям:

· Ткани первой категории согревают и при этом нагревают тело, повышая общую температуру.

· Ткани второй категории согревают, но не поднимают температуру тела.

· Ткани третьей категории не приносят тепла и не нагревают тело.

Например, одежда из шерсти дает тепло и нагревает тело. С другой стороны, льняная, шелковая и хлопковая одежда дает тепло, но не нагревает тело. Льняная ткань прохладная и сухая, шерстяная ткань горячая и сухая. Хлопок умеренно сух и умеренно горяч. Шелковая ткань мягче и не дает столько тепла, сколько шерсть.

Поскольку шелковый материал достаточно тонкий и помогает коже быстро высыхать и остывать, шелковые одежды оказывают благоприятный эффект при лечении кожных заболеваний, сопровождающихся высыпаниями и отшелушиванием кожи. Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему) разрешил ношение такой одежды при некоторых болезнях кожи. Более того, в шелке не живут вши, блохи и клопы.

Кто-то может возразить: «Раз шелковые одежды так полезны для тела и при этом способствуют профилактики кожных заболеваний, то почему в Исламе такая одежда запрещена для мужчин?».

Ученые этому выделяют несколько причин. Во-первых, это могло быть запрещено в качестве испытания веры для мусульман. Отказываясь от того, что запретил Аллах, даже если в этом есть благо, мусульманин демонстрирует Аллаху свою покорность. Другие же ученые считают, что Аллах запретил мужчинам облачаться в шелковые одеяния, потому что это ведет к высокомерию и бахвальству.

Тем же, кого не удовлетворили вышеприведенные объяснения, предлагается положиться на знание и мудрость Всевышнего Аллаха и выполнить то, что Он повелевает.

Посланник Аллах (мир ему) сказал: «Золото и шелк является разрешенным для женщин моей общины и запрещен для ее мужчин» (Ахмад, ан-Насаи).

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Социальные комментарии Cackle