Зачем мусульмане совершают итикаф?

Начало: Что такое итикаф и когда его нужно совершать?

Имам Зухри называет итикаф самим благим из деяний [М. Зихни, Нимат-и Ислам, с. 497]. Потому что благодаря ему сердца людей на какое-то время избавляются от мирских забот и обращаются к Господу. Делающий итикаф верующий уединяется в мечети, которая является домом Всевышнего. Таким образом его душа приобретает мощную крепость. И он предстает перед вратами благодати и милости Щедрого Творца.

Один из великих мусульманских личностей Ата ибн Абу Рабах сказал: “Уединившийся для итикафа человек, подобен тому, кто из-за своей нужды сидит у двери авторитетного человека и молит его о решении своей нужды. Ибо тот, кто нашел прибежище в доме Всевышнего говорит: “Пока меня не простишь, я не покину это место” [Рух аль-Байан, т.1, с. 204].

Когда жизнь верующего с каждым днем убывает - воспользоваться моментом и провести некоторое время в священном месте является великим блаженством. Все это он делает для того, чтобы всей своей сущностью обратиться к своему Милостивому Творцу и, полностью погрузившись в духовное удовольствие, поклоняться Ему с чистым сердцем.

Тот, кто уединяется для итикафа, все свое время проводит в поклонении, в намазе. Ибо даже когда он физически не совершает намаз, все это время он находится в мечети в ожидании. Такое ожидание тоже относится к поклонению.

С другой стороны, человек, находящийся в итикафе, хотя бы в течение небольшого периода времени, устраняется от мирских забот бренного мира. В течение этого времени человек держится подальше от зла других людей, и другие люди от зла этого человека, что даже само по себе является поклонением. Отдалиться от бренности и греховности этого мира, чтобы полностью посвятиться себя обители Всевышнего, является первой ступенью к преданности Аллаху - искренности, упованию и согласию Его милости.

Также итикаф дает прекрасную возможность для созерцания, а ведь час созерцания равен целому году дополнительных поклонений [Кашф аль-Хафа, т.1, s.370]. Таким образом, верующий начинает лучше понимать величие Аллаха, безграничность Его милости, и отсутствие собственной благодарности за все это, а также множество совершенных им грехов.

Осознавая свои глубокие заблуждения, такой человек будет прилагать все усилия, чтобы стать полноценным рабом своего Творца. С другой стороны он получит лучшую возможность провести благословенную Ночь Предопределения в искреннем поклонении. А ведь “Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев” [Сура аль-Кадр 97:3].

Согласно хадису переданному Ибн Умаром, нескольким людям из сподвижников Посланника Аллаха (мир ему) во сне было сказано, что Ночь Предопределения находится среди последних семи ночей Рамадана. Когда они об этом рассказали Пророку (мир ему), он повелел: “Я вижу, что ваши сны приходятся на последние семь дней Рамадана. Тот, кто хочет найти Ночь Предопределения, пусть ищет ее в последних семи днях Рамадана" [Субуль ас-Салам, т.2, с. 687 (Бухари и Муслим)].

Итикаф является важным видом поклонения и позволяет верующему уделять больше времени для других поклонений: совершения намаза, чтения Корана, созерцания и воспитания нафса. Благодаря итикафу пробуждается духовность человека, очищается его сердце, появляется ощущение бренности и возможность удостоиться божественной благодати.

Islam-today

Также по этой теме читайте:

 

Социальные комментарии Cackle