Всегда ли проявление щедрости Аллаха является для нас наградой?

«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал». (сура аль-Инфитар, аят 6-8)

Вопрос, который упоминается в вышеприведенном аяте, риторический. Человек порой и сам не понимает, почему и зачем он совершает деяния, нелюбимые Аллахом. Если задуматься, Всевышний настолько к нам благосклонен и терпелив, что мы должны восхвалять Его и быть благодарными каждую минуту нашей жизни.

Пророк Сулейман (мир ему) сказал о великой милости Аллаха: «А тот, который обладал знанием из Писания, сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Увидев установленный перед ним трон, он сказал: «Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарен или же буду непризнателен. Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь — Богатый, Великодушный»». (сура ан-Намль, аят 40)

Имя Аллаха Аль-Карим имеет множество значений, среди которых можно выделить следующие:

1. Дарующий и Щедрый.

Человек считается щедрым, если он свободно и с легким сердцем тратит свои средства на помощь другим людям. Пророк Мухаммад (мир ему) был образцом человеческой щедрости, как и все остальные пророки.

Пророка Мухаммада (мир ему) однажды спросили: «Кто из людей является самым великодушным?». Он (мир ему) ответил: «Великодушный человек был сыном великодушного человека, который был сыном великодушного человека, который был сыном великодушного человека: Юсуф сын Якуба, сын Исхака, сын Ибрахима (мир им всем!). (Бухари, Муслим)

Аллах проявляет по отношению к своим рабам безграничную щедрость. Он дал нам жизнь, способности слышать, видеть, передвигаться, возможности для выражения своих чувств и эмоций. В Священном Коране сказано: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их!». (сура ан-Нахль, аят 18)

Он дает все это нам, даже если мы не просим, и не ждет от нас благодарности. Обычно мы даже не осознаем, что нам что-то дано. Щедрость Аллаха охватывает тех, кто верит в Него, а также тех, кто отрицает Его существование. Она охватывает праведников и грешников, ученых и невежественных.

2. Дарующий и Тот, кто хвалит.

Только Аллах совершенен. Он также является абсолютным в своей независимости, тогда как все творения зависят от Него.

Каждый атом человеческого тела обязан Аллаху своим существованием. Несмотря на все это, Аллах не только дарует Своим слугам различные блага, но и восхваляет их, а также хорошо говорит о них. Так, например, Аллах отзывался о Пророке Айюбе (мир ему): «Воистину, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху». (сура сад, аят 44)

Аллах испытывал  Пророка Айюба (мир ему), лишив его всех благ и подвергнув мучениям, но Айюб (мир ему) проявил невиданное терпение и был постоянство в поклонении Аллаху. Позже Аллах вернул Пророку Айюбу (мир ему) все блага, которые отнял прежде, и за терпение восхвалил его перед ангелами.

Когда один из благочестивых предшественников прочитал этот аят, он был настолько тронут, что сказал:  «Благословенен Аллах, который дает безмерно и хвалит тех, кому дает».

Точно так же мы читаем в Коране, где Аллах восхваляет Своих пророков и других праведников, ссылаясь на них как на верующих, богобоязненных, терпеливых, набожных, кающихся и чистых. Проявление истинной щедрости Аллаха заключается не только в том, чтобы даровать что-то из благ тем, кто просит Его об этом, но еще и в том, чтобы воздавать Своим рабам должным и высоко ценить их.

Аллах сказал Пророку Сулейману (мир ему), даровав ему царство: «Это — Наш дар. Оказывай милость или удерживай — расчета не будет (т.е. ты не будешь нести ответственность за то, что одарял дарами одних и не оказывал милости другим)». (сура Сад, аят 39)

3. Тот, кто дарует до того, как Его просят.

Высочайшее проявление щедрости заключается в том, чтобы давать что-либо, до того, как его об этом попросят. Мы считаем щедрым человека, который дает что-либо, если его об этом попросить, однако дать до того, как попросят – проявление наибольшей щедрости. 

Большинство благ, которые Аллах дарует Своим рабам, даются без какой бы то ни было просьбы. С другой стороны, мы редко осознаем все те блага, которыми Аллах нас наделяет и не считаем их.  Воистину, Аллах – Щедрый, Дарующий.

4. Тот, кто исполняет обещания.

Аллах пообещал верующим блага в этом мире и огромную награду в будущей жизни. Он никогда не нарушает Своих обещаний. В то же время Аллах предупреждает о Своем наказании грешников, тех, кто в полной мере заслуживает этого.

Однако Он оставляет наказание на Свое усмотрение. Он накажет тех грешников, которых Он намеревается наказать и помилует тех, кого Он сочтет нужным простить. 

Щедрый человек - это тот, кто всегда выполняет свои благие обещания и не несет угрозы. Щедрость Аллаха несравненно больше, чем любая человеческая щедрость, которую мы можем себе представить, ибо Он Прощающий и Милосердный.

5. Тот, кто никогда не отвергает того, кто к нему обращается.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, ваш Всеблагой и Всевышний Господь стыдлив и щедр, и Он устыдится раба Своего, если тот возденет руки свои к Нему и ему придётся опустить их пустыми». (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа)

Аллах вознаграждает Своих рабов даже за сам факт обращения к Нему. Поэтому молитва (дуа) является актом поклонения Аллаху. Пророк  (мир ему) сказал: «Обращение к Аллаху с мольбой – это поклонение». (Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа)

Поэтому Аллах всегда отвечает тем, кто обращается к Нему с искренностью.

6. Тот, кто вознаграждает за простое доброе намерение, но никогда не наказывает за плохие намерения.

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела; если человек решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах  запишет у Себя совершение целого доброго дела, а если он решит совершить дурное дело, и совершит его, Аллах запишет за ним одно дурное дело». (Бухари, Муслим).

Наконец, щедрости Аллаха проявляется в том, что Он чтит людей в этом мире и в будущей жизни, и сделал наше благочестие причиной для этой чести. Аллах говорит: «…самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный». (сура аль-Худжурат, аят 13)

Именно Аллах наделяет нас благочестием. Это также проистекает из Его безграничной щедрости.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle