Зачем нужны мазхабы, если есть Коран и Сунна?
Вопрос.
Почему мы обращаемся к имамам четырех мазхабов при наличии Корана и хадисов?
Ответ.
Единственной целью имамов всех четырех мазхабов было разъяснение Корана и Сунны. Известно много случаев, когда они отказывались от своего первоначального мнения при обнаружении доводов, более соответствующих Корану, Сунне и общему мнению сахабов. Они часто говорили: «Если мое мнение будет противоречить достоверному хадису, то этот хадис и есть мой мазхаб». Эти высказывания упоминаются в достойных доверия трудах.
Тем самым они выражали абсолютную привязанность своих суждений первоисточникам. Ни один из них не считал себя установителем законов. Истинный законодатель – это Всевышний Аллах, и Его законы людям донес Посланник Аллаха (мир ему).
Более того, в вопросах фарзов ни у одного из четырех мазхабов не возникает разногласий. Различия есть лишь в ваджибе, сунне и мустахабе, и все они вытекают из некоторых особенностей, как, например, местность, культура, определённый менталитет и пр.
Мусульмане следуют за имамами мазхабов, так как они разъяснили Коран и Сунну с такой компетентностью, которой после них никто не сможет достичь. К примеру, после Имама А᾿зама никому не довелось брать уроки у 4000 человек, а после Имама Ахмада б. Ханбаля выучить 1 миллион хадисов.
Его высказывание «Если мое слово противоречит достоверному хадису, ударьте им об стену» было обращено к знающим людям, муджтахидам уровня мазхаба, пришедшим им на смену, знавшим методы следования им, полностью владеющим религиозными знаниями.
Большинство из этих личностей знали наизусть десятки тысяч хадисов, имели представление о доводах по каждому вопросу, о сильных и слабых сторонах имамов мазхабов, в совершенстве владели научной методологией. И при этом, постоянно предпочитая путь богобоязненности, в своих поступках были более чистыми, чем требовали в своих фетвах.
Хафиз и факих Имам Навави говорил так: «У мухаддиса Хузаймы спросили: «Есть ли такая достоверная Сунна, которую Шафии не поместил в свои труды?» И он ответил: «Нет». Несмотря на это, из-за неспособности человека охватить все, Шафии оставил людям завет: при обнаружении хадиса, противоречащего его высказываниям, действовать согласно достоверному хадису».
Абу Амр говорил: «Не нужно торопиться поступать в соответствии с этим наказом Шафии. Не каждому факиху дозволено поступать самостоятельно, руководствуясь хадисом, которого он считает доводом. Это лишь о тех, кто в мазхабе удостоился права совершать иджтихад».
Также по этой теме читайте:
Из книги "Ответы ложным толкованиям истинной религии"
Читайте также:
-
Ду'а, с помощью которого Адам (а.с.) просил прощения у Всевышнего
Дуа является нашим обращением ко Всевышнему Аллаху, который в отличии от нас слабых и ограниченных творений, является обладателем бескрайней Милости, Мудрости и Силы. Чьи-то дуа принимаются и исполняются сразу, чьи-то позже, но не одно обращение к Творцу не остается обделенным Его вниманием.
-
Дуа, которую желательно читать водителям в гололед
Что бы не постигло мусульманина в жизни, будь то радость, грусть, неудача, счастье, беда или бытовые трудности, – для каждого случая существует дуа, каждая вещь открывает двери к Аллаху. Пророк Мухаммада (мир ему) очень часто, даже в самых простых житейских ситуациях, обращался к Аллаху, он (мир ему) говорил: «Молите Господа по любым проблемам, даже по вопросу оборвавшегося на обуви шнурка (ремешка)».
-
Почему в других религиях Аллаха называют другими именами?
Небесные религии ниспосылались различным народам и, соответственно, на разных языках. Аллах Всевышний...
-
В Судный день люди воскреснут из своих могил босыми и нагими…
Нафигъ бин Гумар (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (с.г.в.): Поистине Пророк (с.г.в.) сказал: «В Судный день люди воскреснут из своих могил босыми и нагими, как родили их матери. Гайша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Мужчины и женщины». «Да», - ответил Пророк (с.г.в.). Гайша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Какое будет бесстыдство. И мужчины и женщины будут смотреть друг на друга». Пророк (с.г.в.) легко стукнул в плечо Гайши и сказал...
-
Обязательно ли следовать одному из четырех мазхабов?
Когда противники мазхабов говорят, что незачем следовать богословско-правовой школе, когда есть Коран, то получается, что незачем подчиняться законам государства, когда есть конституция. Будто бы они не понимают, что фетвы Муджтахидов богословско-правовых школ-мазхабов обоснованы предписаниями священного Корана и благословенной Сунны, и являются сводом законов Исламского государства, так же как законы светских государств основываются на их конституциях.
-
Что будет, если нарушить порядок омовения?
Обязательно ли соблюдать порядок при омовении? К примеру, если по забывчивости человек перепутал очередность омовения тех или иных органов, нужно ли брать его снова, или нет в этом необходимости?
-
Как защитить себя от сглаза?
Есть вещи, которые способны оказывать влияние на человека и его состояние, и которые наука до сих пор не в состоянии объяснить. Сглаз является одной из подобных вещей. Его реальность и то, что он способен сделать человека больным или убить его, общепризнана.
-
Что такое смерть?
Всю свою жизнь человек бежит за благами и наслаждениями этого мира, а по пятам за ним гонится смерть, которая непременно схватит его – это лишь вопрос времени. Но что же значит смерть для верующего?