Следуем сунне: простой поступок, который поможет вам заслужить почтение Всевышнего

Вопрос.

Правда ли, что есть хадис, в котором говорится: «Относитесь к хлебу должным образом»? Интересно узнать, что Пророк (мир ему) говорил относительно этого, и как мусульманин должен относиться к еде? Заранее спасибо за ответ!

Ответ.

Испокон веков к хлебу относились с особым уважением и почтением. Недаром с самого детства нам прививают чувство бережного отношения к хлебу. Этому учит нас и наша религия, ведь для того, чтобы постичь истинные ценности Ислама, нужно воспитать в себе нравственные качества, которые должны проявляться не только в отношениях с людьми, но и в нашей повседневной жизни.

Да, приведенный вами хадис действительно имеется и звучит он так:

1) «Относитесь к хлебу с уважением. Относящемуся к нему почтительно и Всевышним будут оказаны почести» (Таберани, Му'джамуль Кабир, 22/335; Хайсеми, Маджма'у'з-Заваид, 5/34).

2) «Относитесь к хлебу почтительно, ведь Аллах его почтил. Кто почтит хлеб, того почтит Аллах».(Этот хадис находится в Таберани, аль-Маджаму'ль-кабир, 840).

Имеется и другой хадис, переданный от Айши (мир ей), в котором говорится: «Относитесь к хлебу с почтением. Почтительное отношение к хлебу заключается в том, чтобы не ожидать вдобавок к нему другую еду» (Аль-Хаким).

В Священно Коране сказано: «…Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует». (Сура «Ограды», 7/31).

В данном аяте говорится о приеме пищи, но в тоже время обозначается, что человеку не стоит расточительствовать, переходить грань дозволенного. Даже в еде человеку стоит придерживаться меры, это положительно влияет не только на его здоровье, самочувствие, но также на его духовное состояние. 

Пророк (мир ему) сообщал: «Ешьте, пейте и одевайтесь не расточительствуя и выдавайте садака» (Бухари, «Либас», 1).

Предположим, что человеку нужно придерживаться правильного рациона питания, однако он не следует диете: ест запрещенные продукты или употребляет слишком много пищи, тем самым наносит вред своему здоровью. А ведь здоровье – это аманат, «подарок», дарованный Всевышним. В Коране говорится: «Не подвергайте самих себя опасности» (Сура «Корова», 2/195).

В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему) сказано: «Есть две милости [Всевышнего], которыми люди пренебрегают: здоровье и свободное время». (Бухари, «Рикак», 1; Тирмизи, «Зухд», 1; Ибн Маджа, «Зухд», 15).

Чрезмерные покупки, большие затраты на еду - еще одна проблема современности. Мы с легкостью можем выбросить лишнюю еду, даже не задумываясь о том, что в этот момент кто-то голоден и нуждается в помощи.  Пророк Мухаммад (мир ему) не позволял выбрасовать даже кусочка еды: «Если кто-то из вас выронит кусок (еды), то пусть стряхнёт с него пыль и съест. Пусть не оставляет его шайтану». (Муслим, «Ашриба» 133-135)

Также Пророк (мир ему) говорил:

«Тот, кто есть досыта, в то время как другие голодают, тот не из нас». (Муслим, «Вера», 74; «Бирр и Сыла», 142; Ахмед Ханбал, 1, 55).

«Аллах любит видеть, что дарованная Им милость используется Его рабом по назначению» (Тирмизи, «Адаб», 54; Абу Давуд, «Либас», 17).

«Бережливость в расходах-половина средств к существованию» (Аль-Фатхуль Кабир, 1/507).

Все что мы имеем – здоровье, материальные ценности, успех и иные блага, принадлежат Всевышнему. Верующий должен быть благодарен Аллаху и, в первую очередь, это должно проявляться в бережливости и щедрости. 

И главное, не забывайте, что человек ест для того, чтобы жить, а не живёт для того, чтобы есть!

Islam-today

Социальные комментарии Cackle