Четкое руководство: можно ли взять себе вещи, найденные на улице?

Ислам запрещает без спроса брать вещи другого человека. В том числе нельзя присваивать чью-то потерянную вещь.

Если человек нашел чьи-то потерянные деньги или вещи, то может взять их лишь с целью вернуть хозяину. Если он берет их для того, чтобы присвоить себе, то это, согласно исламу, равносильно ограблению.

Если, оставаясь на своем месте, потерянная вещь может испортиться, то для мусульманина является ваджибом (обязательным) взять ее, чтобы вернуть хозяину. А если вещь не испортиться, то это является мубахом (дозволенным). Когда человек берет потерянную вещь, чтобы вернуть хозяину, то должен предупредить об этом окружающих людей. Если найдется человек, который сможет доказать, что эта вещь принадлежит ему, ее необходимо вернуть (Касани, Бадаи, VI, 200-201).

Для человека, взявшего потерянную вещь с целью вернуть хозяину, она становится практически аманатом, то есть материальной ценностью, которую доверили на сохранение. А ислам, как мы знаем, велит очень трепетно относиться к аманату. Если мусульманину доверяют что-либо на сохранение, он должен не преступать границ и не допускать упущений, не прибавлять и не убавлять. Покушение на аманат является большим грехом.  Но если нашедший потерянную вещь человек непреднамеренно ее потерял или повредил, а затем нашелся хозяин, то он не обязан возмещать урон (Ибн Нуджайм, аль-Бахр, V, 162, 163).

В зависимости от ценности вещи, взявший потерянную вещь должен прилагать усилия для поиска хозяина и ждать некоторое время. Если в результате хозяин не нашелся, необходимо от имени потерявшего пожертвовать ее нуждающимся, а если человек нуждается сам, то может оставить ее себе.

Но если в последующем объявится хозяин, необходимо возместить стоимость потерянной вещи. А если потерянная вещь не представляет ценности, ее можно сразу отдать нуждающимся или же при необходимости оставить себе (Сарахси, аль-Мабсут, XI, 2, 3).

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle