"Сколько есть по виду ничтожных людей, но если они поклянутся относительно Аллаха, Аллах не оставит их клятву..."

Клятва относительно Аллаха (иксам аляллах)

Сначала отметим: клятва (иксам) - это одно, а посредничество (тавассул) - это другое. Попытки представить два эти разных понятия одним не более чем заведомый обман и напрасные старания. Ибн Таймийа, не находя воз­можности прямо и сразу же отвергнуть тавассул, хочет сначала уподобить его клятве (иксам). Затем он делает вывод, что если клятва чем-то иным, кроме Аллаха, запрещена, то и тавассул запрешен. Но тавассул - это не клятва, и, кроме того, клятва сама по себе также не запрещается.

Доказательством этого служат  достоверные хадисы с очевидным смыслом:

«Поведать ли мне вам, что они - обитатели Рая? Это те, кого люди считают жалкими и убогими. Но если они поклянутся относительно Аллаха, Аллах примет их клятву»[1].

«Сколько есть по виду растрепанных, ничтожных людей, если они поклянутся относительно Аллаха, Аллах не оставит их клятву напрасной. Барабин Малик среди них»[2].

Мусульмане, попавшие в затруднительное положение в битве у крепости Тустар в Персии, обратились к Бара бин Малику, имя которого упоминается в хадисе: «Не поклянешься ли ты относительно Аллаха, чтобы спасти нас из затруднительного положения?» Тогда Бара радыяллаху анху произнес: «О Господь! Я клянусь относительно Тебя в честь того, что Ты присоединил меня к общине Пророка Мухаммада (мир ему), и в честь тех благ, ко­торые пожаловал мне». Армия мусульман начала наступление, началась битва. Правитель Персии Мирзабан был убит, мусульмане победили.

Известно, что обладатели праведных сердец приносят клятву Аллаху по степени кого-то. Тустари упоминает о том, что Маруф Кархи говорил своим ученикам: «Если вы хотите что-то попросить у Аллаха, то, сделав меня посредником, поклянитесь Ему. Потому что я, как наследник Пророка салляллаху аляйхи ва саллям, совершаю посредничество между вами и Аллахом».

Просьбы о помощи (истигаза)

Согласно убеждениям ваххабитов, помощь можно просить только у Аллаха, просить ее у кого-то из рабов Аллаха не дозволено. Обращение с просьбами к кому-то из сотворенных со словами «Помоги, о Посланник Аллаха!», «Помоги, о такой-то!» противоречит принципу единства боже­ства (таухид-и улухийа), это многобожие(ширк).

Ваххабиты и в этом вопросе следуют ненужным и бессмысленным предположениям. Да, с точки зрения сотворения и приведения в действие, всякого рода помощь, защита исходят от Аллаха. Все, вплоть до действий Своих рабов, создает Он. Но с точки зрения обретения вознаграждения и наказания (касб), а также принимая во внимание свободу воли (ирада) и то, что что-то всегда служит причиной и посредником, некоторые деяния приписываются рабам Аллаха. Поэтому с просьбой о помощи можно обращаться и к рабам Аллаха, просить материальной или духовной поддержки. Это доз­волено и совершенно нормально и по своему языковому выражению, и соответствует принятым среди людей обычаям, и разрешено шариатом.

По языковому выражению и согласно обычаю: Общеизвестно и воспринимается совершенно нормальным, когда человек, попав в опасное поло­жение, кричит: «На помощь! Помогите! Спасите!», -  призывая на помощь всех, кто там есть и кого нет. Какую роль играют ручной тормоз в поездах и сирена на суднах? Разве все это придумано не для того, чтобы призывать на помощь рабов Аллаха, разве не для этого применяется?

Согласно шариату. Два главных источника Ислама - Коран и сунна - доказывают нам, что просить помощи у рабов Аллаха дозволено.

Коран: «Вошел [однажды] Муса в город, когда его жители отдыхали, и набрел на двух мужей, которые дрались друг с другом. Один был из его народа, другой - из врагов. Тот, который был из его народа, воззвал к Мусе о помощи против того, кто был из врагов...»[3]

Сунна: «Когда мать Исмаила (Хаджар) вышла к Марве[4], она услышала какой-то голос. Сказав сама себе: «Молчи, слушай!», она стала прислушиваться. Снова послышался голос. Тогда (Хаджар) закричала: «О, чей там голос! Я тебя слышу. Если ты можешь нам помочь, помоги! На помощь!»[5]

Как мы видим, обращаться с просьбой о помощи к рабам Аллаха дозволено. Известно, что в тасаввуфе тех, кто достигает такой степени, что может оказывать помощь другим, называют Гаус («помошь»), Гаус-и а’зам («высочайшая помощь»), Гаус-и акбар («величайшая помощь»), а саму эту степень – Макам-и Гаусийат («стоянка помощи»). Также общеизвестно, что того, кто по милости Всевышнего Аллаха может оказывать покровительство и духовную помощь, называют почетным титулом Хазрат («гос­подин»), Хазрат Эфенди. Очень может быть, что это слово связано с именем Хызыра аляйхиссалям, который приходит на помощь в трудную минуту.

Заступничество (шафаат)

Проблема заступничества (шафаат) аналогична проблеме обращения с просьбами о помощи. Ваххабиты категорически запрещают просить заступничества у Посланника Аллаха (мир ему), обращаться к нему со словами: «Заступись, о Посланник Аллаха!» По их мнению, это великий грех, соразмерный разве что с куфром. И опять же, к этому их побуждают все те же их ненужные предположения и нелепые убеждения.

Мусульманская община всегда обращалась к нашему дорогому Проро­ку (мир ему) с просьбами о заступничестве. И мы также всегда, всеми средствами почтительно просим его быть заступником за нас...

В Судный день люди сначала обратятся к Адаму аляйхиссалям, после - к другим Пророкам (мир им) с просьбами: «Пожалуйста, заступитесь за нас!» В конце концов, наш господин Мухаммад Мустафа салляллаху аляйхи ва саллям предстанет перед Аллахом и попросит: «О Господь! О моя община, о моя община!»

Доказательства заступничества (шафаат) мы находим и в Коране, и в сунне, и в единогласном решении ученых (иджма).

В Судный день заступничество (шафаат) будет явлено в пяти случаях:

  1. На месте сбора (махшар), чтобы облегчить долгое ожидание и расчет. Это заступничество может оказать только последний Пророк Мухаммад Мустафа (мир ему), и его назвали Шафаат-и Узма - «Величайшее заступничество».
  2. Для того, чтобы некоторые люди вошли в Рай, не подвергаясь расчету. Это заступничество может оказать опять же только наш Пророк (мир ему).
  3. Чтобы спасти некоторых из тех, кто должен был войти в Ад. Это заступничество будет даровано как нашему Пророку (мир ему), так и другим людям.
  4. Чтобы вывести грешников из Ада. Это заступничество также могут оказывать многие люди.
  5. Чтобы подняться на более высокую степень в Раю.

Сначала оказать заступничество будет дозволено нашему Пророку Мухаммаду Мустафе (мир ему), потом другим Пророкам (мир им), ангелам, святым, шахидам и другим верующим.

Да дарует нам возвышенный Господь, который дает заступникам право заступничества, сначала нам великое заступничество нашего Господина Пророка (мир ему), а потом и заступничество всех заступников! Амин!

_________________________________________

[1] Передают Бухари и Муслим.

[2]Передает Тирмизи.

[3]Касас (28):15.

[4] Холм в пределах современной Мекки.

[5] Передал Бухари.

Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"

Социальные комментарии Cackle