"Он – Творец, который создал из жемчужины мир и сотворил Адама из земли темной..."

«Каландар-наме» – это уникальное произведение эпохи Средневековья, рукопись которого всего несколько лет назад была найдена исследователями Института истории им. Ш.Марджани АН РТ. Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде – государстве, в котором сформировалась этническая и религиозная идентичность многих коренных мусульманских народов Российской Федерации, Центральной Азии и Закавказья.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды, сохраняя при этом принцип свободы вероисповедания, а социально-экономическое развитие страны достигло наивысшего расцвета. Не вызывает сомнений тот факт, что именно имам Каландар сыграл значимую роль в проповеди ислама среди народов Золотой Орды. Поэтому изучение его труда не только знакомит нас с мировоззрением самого ученого и его эпохой, но и, что самое важное, позволяет понять те идеи, которые легли в основу богословской школы мусульманских народов нашей страны.

«Каландар-наме» (в первом дафтаре назван «’Ушшак-наме» – «Поэма о влюбленных») является единственным сохранившимся произведением Абу Бакра Каландара и, по всей видимости, основным трудом всей его жизни. Он писал его постепенно на протяжении более двадцати лет (между 1320/1321 и 1340/1341 гг.).

Этот труд, состоящий из пяти дафтаров и содержащий 16121 бейт, представляет собой мистико-дидактическую поэму, посвященную самым различным вопросам суфийской доктрины.

Оно не имеет четкой композиционной структуры и единой сюжетной основы, представляя собой собрание различных по тематике отрывков, центральное место среди которых занимает притча как основная форма донесения суфийского знания. Многие главы представляют собой изложение тех или иных коранических сюжетов, истории из жизни пророков и святых.

Полагаем, что читателю будет интересно ознакомиться со сложной судьбой этого произведения и историей его открытия для современной науки. Этот труд на сегодняшний день имеется в единственном списке, который хранится в фондах Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

Глава 1

Восхваляю Бога я все время, Сердцем, душой, духом и языком.

Он и владыка (падишах) Первый и Последний, Он и Направляющий по пути, Скрытый и Явный.

Единый, Пречистый и Щедрый Господин, Могущественный, Милостивый и Милосердный Аллах.

Милость Его для душ наших и веры – проводник, Гнев Его переворачивает мир верх дном.

Создал Он оба мира из небытия, Сделал Трон, Престол, Скрижаль и Перо.

Небо превознес и возвысил, А землю сделал подстилкой под ним.

Первое в движении находится и вращается от нее,

Второе в унижении пребывает и растеряно от этого.

Явил Он по милости своей восемь райских садов, Пустил по ним четыре реки.

[В них] мед, молоко, вино и вода родниковая (мa` мa’ин),

А вокруг них гурии будут самые отборные.

Луна, солнце и все небесные светила Рабами Его являются, вне всякого сомнения.

От гнева Его ад будет заполнен весь целиком

Трепещущими [в страхе] перед Ним и плачущими от [ужаса] перед преисподней.

Чего бы Он ни создал, Он ведает, что это такое,

Знает Он, кому из всего этого дана в удел [всякая вещь].

[Он] – Творец, который создал из жемчужины мир,

А также сотворил Адама из земли темной.

Он свободен от [качеств] неба и земли, Пречист Он и от первого, и от второго.

В царствии Его нет у Него сотоварища, Нет Ему нужды в орудиях и средствах.

Пречистая Сущность Его не отсутствует [где-либо], а присутствует [повсюду].

Что пожелает, то и делает, ибо Он Всемогущ.

Если могущество Его из камня выводит воду, Мудрость Его в телах поддерживает жизнь.

Могущество Его всякого комара делает [птицей] ‘Анка, Мудрость Его незрячего делает зрячим.

Поскольку Он Вечен, то не ведает Он исчезновения, Он Величайший Владыка и Обладатель Величия.

Если пожелает, сделает гору полем [ровным], А если пожелает, сделает пустыню морем.

Из недр гранита высек Он верблюда Ради рабов своих, соответствующего [их нуждам].

Ведь никто не знал о Боге Того, где Он, где же Он и где?

Во всем Он проявляется из сокровенного, Действующий, Знающий и Видящий также есть Он.

Могущество Его и милость Его безграничны, Нельзя описать их языком.

[Даже] разумы друзей [Аллаха] и пророков, Не ведают о Сущности Величия (кибрийа) [Его].

Чего бы они ни знали, Он превыше этого, Он выше их понимания и знания.

Все радостны и веселы благодаря Ему, Помимо Него, все являются рабами.

Большой мир (‘алам-и кубра) – от Его чистого света, Малый мир (‘алам-и сугра) весь является пылью Его.

Владыка царства (Малик аль-Мульк) Он и величайший властелин,

Имя пречистое Его есть монета, отчеканенная из серебра и золота.

Безграничны имена Его и весьма велики, Кто читает их, тот избавляется от страха и боязни.

В начале и в конце во имя Величия [Его], Постоянно читай славу и восхваление Ему.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle