Люди, которые никогда не обретут мудрости

Всевышний Аллах сказал: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (сура «Препирательство», аят 11).

Расулюллах (с.г.в.) говорил: «Знания бывают двух видов: знания о телах, о предметах и религиозные знания. Задача знаний о физических телах - познание собственного нафса. Цель религиозных знаний - познание Аллаха».

Пророк (с.г.в.) также сказал: «Есть два вида знаний. Одни знания постигаются словесным путем. Они для тебя станут доводом и доказательством. Другие познаются сердцем. Они принесут тебе пользу».

Посланник (с.г.в.) говорил: «Знания похожи на дождь. Когда они льются на землю, вырастают травы. А когда прольются над морем, то в раковинах образуются жемчужины».

А еще Посланник (с.г.в.) говорил так: «Первое - ясные аяты Корана. Второе - сунна. Третье же - строгий фарз. Все остальное - лишнее».

Хазрати Али (р.г.) сказал: «Кто желает этого мира и ахирата, тот пусть обретает знания». Необходимо знать, что обязательные для человека знания делятся на три вида:

  1. Знания по тафсиру.
  2. Знания о хадисах.
  3. Знания по фикху.

Абу Ханифа (р.г.) говорил: «Фикх - это знания личности о том, что для него является полезным и что является вредным». Это определение включает в себя и вероубеждения, подобные основам имана, и моральную сторону, как например скрытые черты характера, и индивидуальные склонности, например, в совершении намаза, соблюдении поста или совершении хаджа.

В него включаются также и требования, связанные с совестью, то есть знания в сфере морали (ахляк) и тасаввуфа. Это терпеливость, довольство малым и душевный покой.

Всё, что ещё имеется относительно совести и поступков, - всё это наука фикха. Абу Ханифа (р.г.) не сказал ничего сверх этого.

В соответствии с этим, есть два вида фикха:

  1. Фикх аль-Акбар (Большой фикх).
  2. Фикх аль-Асгар (Малый фикх).

Если хорошо освоишь содержание обоих, тогда овладеешь религиозными знаниями. А потом, с помощью полезных знаний и принятого поклонения достигнешь зрелости.

Фикх аль-Акбар - это наука каляма, которая приводит доводы, уничтожает сомнения и позволяет доказать истинность религиозных убеждений. Эта наука приносит много пользы:

  1. Избавляет от бездумного подражания (таклида) и дает твердые знания.
  2. Становится путеводителем для тех, кто хочет идти по прямому пути.
  3. Оберегает религиозные установления.
  4. Позволяет строить свое образование на основе религиозных наук.
  5. Укрепляет намерения и убеждения (итикад), а деяния принимаются благодаря знаниям.

Фикх аль-Асгар - это усуль аль-фикх и фуру аль-фикх. Наука усуль аль-фикх изучает общие доводы фикха и методы их использования.  А фуру аль-фикх - это разветвления фикха. Усвоение знаний в этих областях означает усвоение установлений шариата.

Полезно знать каждое слово, сказанное относительно Истины. Посланник (с.г.в.) говорил: «Знание - это пропавшее имущество мумина, его потеря, (которую ему нужно отыскать)».

А еще Посланник Аллаха (с.г.в.) говорил: «В души людские мудрость нисходит с небес. Однако она не снизойдет в души тех, кто горюет и сокрушается о своем завтрашнем пропитании».

Из книги "Анваруль-ашикын"

Социальные комментарии Cackle