"У кого нет болезни, тот не мужчина, среди болью охваченных он никем не является..."

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 145. Разъяснение того, что исцелением болезни сердца является страдание

 

Если есть у тебя болезнь, говори о лекарстве,
Страдание есть новое лекарство, не старо [оно].

У кого нет болезни, тот не мужчина,
Среди болью охваченных он никем не является.

Кто увидел в лекарстве болезнь,
Тот лекарство оставил и выбрал болезнь.

В болезни заключено сто лекарств,
Болезнь и лекарство – оба от Алллаха.

[Разве] пророки от болезни Его зарыдали?
Не зарыдали они и не заплакали.

Друзья [Аллаха] также следуют пророкам,
Благодарили они за все, что приходило от Аллаха.

Терпение сочли они [чем-то] лучшим, чем сахар,
Горечь его вкусили они целиком.

Словно дитя, ты пожелал сахара,
Ни на миг ты ровней им не стал.

Ради удовольствия от еды вкусной
Остался ты в огне, подобно саламандре.

[Посмотри же], где ты [находишься], и откуда их болезнь (то есть страдание – прим. ред.)?
Что ты собой представляешь и кем являешься, о владыка?!

Щепетильным и умелым в ремеслах сделал меня
Тот корифей религии и царь мира.

Кто в услужение (= послушание – прим. ред.) людям [Божьим] поступил,
Неверие того стало верой, а тело его душою стало.

Все это пожалованье от того [самого] Султана [нам] досталось,
Пришло исцеление и лекарство от нашей болезни.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle