Таких людей унизит сама жизнь

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 96. Разъяснение того, что учтивый человек лучше, а если он неучтив, то является животным.

 

В ком нет учтивости,
В том поменьше ищи человечности и мужества.

Оттого, что он подлым наглецом на пути Его является,
Сторонником доводов и болтуном разглагольствующим является.

Говорит он, что это и есть знание, это и есть учтивость,
Нет ничего удивительного в том, что это [говорит] тот неучтивый.

Неучтивому достается пять вещей.
Если даже есть у него душа, то нет сердца.

Во-первых, он навязчивым является,
До незначительных вещей допытывается.

Во-вторых, боится он людей,
Позорится и срамится перед всеми подряд.

В-третьих, мало кто его любит,
От того веселья он всегда грустит.

В-четвертых, подлым и весьма презренным является,
Будь он царь или визирь.

В-пятых, в сердцах стариков и молодых
Нет места неучтивому, так и знай!

Все это в теле его заключено.
Неучтивый, клянусь Аллахом, презреннее осла.

Мустафа (пророк Мухаммад – прим. ред.), тот глава [мужей] великих сказал:
«Неучтивого унизит жизнь».

Если есть в твоем теле учтивость, ты владыка,
Если есть учтивости в твоем сердце, ты рожден под счастливой звездой.

Если есть учтивость в твоей душе, ты из рода правоверных,
А если ты неучтив, то нравом собаки ты обладаешь.

Если ты владеешь знанием и учишься ему, это другое.
Знание с учтивостью лучше всего.

Знание – это то, в чем есть учтивость,
В таком знании учтивость ищи.

Живи ты с людьми [этого] мира учтиво,
Дабы стать тебе благодаря учтивости хозяином времени (сахиб-и заман).

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle