«…Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах…»

«Состязайтесь же в добрых делах…» (Сура «Маида», аят 48)

«Состязайтесь же в добрых делах…» (Сура «Маида», аят 48)

Ислам призывает всех людей к добру и требует от нас делать полезные дела, быть примером для других на пути к добру и состязаться друг с другом в добрых делах.

Добро (хайыр) – это очень широкое понятие, охватывающее все хорошее, что приходит на ум, все полезные дела и поступки. Добро означает намеренное и искреннее стремление людей к осуществлению блага. В Исламе добром также называют бескорыстное оказание помощи другим. А есть еще понятие хайрат (благотворительные учреждения), под которыми подразумеваются построенные ради довольства Аллаха и переданные в пользование народу мечети, медресе, школы, библиотеки, больницы.

Добро является противоположностью зла. Всевышний Аллах время от времени испытывает нас добром и злом (Анбия, 22:35). Только от нас зависит, выдержим ли мы это испытание или не выдержим. Какое бы добро или зло мы не совершили в этом мире, обязательно получим за это воздаяние в ахирате, и ничто не останется без ответа (См. Бакара, 2:110, 184, 197; Али Имран, 3:30; Зилзал, 99:7-8).

Коран объявляет состязание в добрых делах целью нашей жизни. Это ярко показано в следующих аятах:

«Все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (Му’минун, 23:61). «…Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах…» (Бакара, 2:148). «…Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!» (Мутаффифин, 83:26).

В одном из хадисов наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал: «Религия – это доброжелательство» (Муслим, “Книга имана”, 95). То есть сущность религии составляет желание добра для людей.

Также из Корана мы узнаем, что для достижения спасения в этом мире и в ахирате необходимо совершать добродеяния. Наш великий Господь так благоволит в 77-м аяте суры «Хадж»: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, – быть может, вы преуспеете».

Всевышний Аллах призывает людей к добру и повелевает нам составлять группу тех, кто зовет людей к добрым делам: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное» (Али Имран, 3:104).

Исламское понимание хорошей жизни базируется на предпочтении быть примером для других в совершении добра. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил: «Доброта не устареет, то есть обладателя доброты всегда будут вспоминать с добром» (Ан-Набхани, “Аль-Фатхуль-Кабир”, 1, 490). Его жизненная философия опиралась на распространении добра и справедливости.

Мы знаем, как наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) всегда от всей души и самоотверженно помогал тем, кто нуждался в материальной и моральной поддержке, всем сиротам, бедным и всем оказавшимся в нужде. Нам стоит задуматься о его исключительной щедрости, о его привычке тотчас раздавать нуждающимся все, что оказывалось у него на руках. Ведь он делился с окружающими даже предложенной ему едой и никого не отпускал с пустыми руками.

Такое поведение стало хорошим примером для мусульман, которые осознали необходимость непрерывного совершения добрых дел. В результате этого появились мечети, медресе, караван-сараи, мосты, бесплатные столовые и другие благотворительные учреждения. Такое понимание способствовало утверждению соответствующего духу Ислама принципа: «Самый достойный из людей тот, который полезен людям. Самое лучшее добро, которое расходуется на пути Аллаха. А самое лучшее из того, что расходуется на пути Аллаха, это то, что потрачено на удовлетворение самых насущных потребностей людей».

Совершение добра людям в этом мире сделает человека счастливым в ахирате. Оно означает отправление перед собой в ахират добра, которое станет причиной его допущения в Рай. Разве наш любимый Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) не произнес слова: «Му’мин не будет довольствоваться совершенным им добром до тех пор, пока Рай не станет его итогом»? (Тирмизи, “Книга знаний”, 19). А если так, то будем состязаться между собой в совершении добрых дел. Это соревнование в приумножении добродетели и всего хорошего, прекрасного, потому что зрелые му’мины не станут соревноваться для получения какой-то выгоды или превосходства над остальными, а только ради исполнения повелений Аллаха, последования примеру нашего любимого Пророка и создания вещей, полезных людям. Не будем забывать, что в этом состязании не бывает проигравших.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle