Сотворение мира: тайны Арша, которые вы не знали!

Тайны Арша

Тайны Арша

Начало: Ислам о сотворении мира

В первой части мы сказали, что вначале Всевышний Аллах создал нур Мухаммада (мир ему), и уже от него было сотворено всё остальное. Есть понятия, которые не помещаются в разум человека и недоступны для познания, быть может, будет даже грехом пытаться постичь эти тайны.

Одними из таких  понятий является сотворение Великим Аллахом разных миров – ‘алем, некоторые из которых были открыты пророкам и некоторым авлияуллах, таким как ибн Араби, который завещал, чтобы его книги читали исключительно глубоко знающие, духовные люди. Ибо информация в них является проявлением состояния – халь, и не могут восприниматься иными путями, как разум, логика или сравнение.

Поэтому это относится к понятию гайб – неведанного, тайного, того, во что мы должны просто уверовать, как это сказано в Коране: «...которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «аль-Бакара», аят 3).

Итак, Господь создал миры от высших до низших, названия и смыслы которых нам не принесут пользы. Самым же величайшим и всеобъемлющим творением Аллаха является Аршы-Агъзам.

«Воистину, Он – Господь величайшего Аль-‘Арша» (сура «Ат-Тауба», аят 129).

Невозможно описать его свет и величие! Известно, что периметр его из красного рубина. На нём запечатлены атрибуты и изображения всех творений Великого Аллаха!

‘Аршы-А’зам несут 4 великих ангела, а в Судный День его понесут 8 ангелов: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой  ‘Арш твоего Господа» (сура «аль-Хакка», аят 17).

Величину ‘Аршы-А’зама мы можем представить из слов Посланника (мир ему), который сказал: «Все семь Небес, вместе взятые, в сравнении с Аль-Курсий – как кольцо, брошенное в пустыне. И подобно этому Аль-Курсий – как кольцо, брошенное в пустыне, в сравнении с Аль-‘Аршем» (хадис передал Ибн Хиббан и другие).

Имам Али (да будет Аллах им доволен) разъяснил причину создания ‘Арша так:

«Воистину, Аллах создал Аль-‘Арш, показывая Своё Могущество, а не для того, чтобы сделать его местом для Себя» (передал изречение имам Абу Мансур Аль-Багдадий в своей книге «Различие между течениями»).

‘Арш находится у границы мира тел и, согласно хадису, является потолком Рая: «Он находится над Седьмым Небом и является потолком Рая, не соприкасаясь с ним» (Бухари).

На ‘Аршы-А’зам ниспосылается Милость Всевышнего Аллаха, и свет Его Милости достигает мира тел с  Его сыфатом Ар-Рахман. Независимо от того, познали Всевышнего или нет, все творения получают благо, пользу от Рахманията Аллаха из Его всеобъемлющей  милости.

Рахман как имя является собственным, подобающим только Аллаху Газза ва Джаль, но как качество является общим понятием, которое может проявляться и в Его творениях. Из следующего аята  очевидно, что абсолютно каждое существо зависимо от Рахманията Всевышнего, Его всеобъемлющей милости: «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» (сура «Марьям» аят 93).

Свет Рахманията Аллаха, достигнув ‘Арша, распространяется на все сотворенные миры и тела, находящиеся под ‘Аршем. И они получают свою долю пользы от этого света. Всё созданное может продолжить своё существование исключительно при наличии этого света милости! Если он прервётся хотя бы на мгновение, уже тогда ничто не сможет существовать. И это является тайной аята, в котором говорится: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (сура «аль-Кассас», аят 88).

‘Арш-А’зам – Великий ‘Арш, удостоен этого статуса, благодаря свойству принимать Рахманият – всеобъемлющую милость Всевышнего, и об этом сказано в 5 аяте 20 суры Корана.

Есть сходство между ‘Аршем и духовным сердцем человека кальб. Подобно тому, как в высшем мире ‘Арш является местом проявления Рахманията, сердце является местом проявления духовных качеств в маленьком мире (в теле человека). 

Духовность дарит сердцу жизнь знания и разум и таким образом оно обретает умение ими управлять. Кальб открыт только у некоторых людей.  Он является местом  света любви, называемое «макамуссафа». Об этом в аяте говорится: «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце-кальб, кто прислушивается и присутствует при этом» (сура «Каф», аят 37).

Открытость кальба очень важна. Ведь Всевышний говорит в Коране о том, что будут спасены и обретут высокие степени те, сердца которых будут чисты: «...кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (сура «аш-Шуара», аят 89).

Очень важно, чтобы оно было восприимчивым к очищению. Сердце становится местом проявления духовности, а значит и местом возвышения милости. Таким образом, кальб достигает совершенства путём воспитания, очищения и покорности Аллаху. Становится местом проявления, отражения всех божественных качеств.

В отличие же от людей, все остальные творения лишены проявления света, основой которого являются божественные качества. Потому что они не способны вынести даже их малое количество. Пример этого приведен и в Коране, когда гора Тур не выдержала нура-света Аллаха и разрушилась.

А сколько есть у Аллаха рабов, которые последовали за нашим Пророком (мир ему), достигли совершенства, очистив и воспитав свои сердца! Они утром и вечером входят в моря божественного Света Истины – Джалля и Джамаля. Аллах освещает их сердца, и они выдерживают это с помощью Милостивого!

Есть тысячи ангелов, совершающих таваф-обход вокруг ‘Арша, как люди совершают обход вокруг Каабы. Но эти ангелы, однажды совершившие обход, уже никогда не смогут ещё раз вернуться туда и делать таваф будут продолжать всё новые и новые ангелы, произнося слова восхваления: «СубханАллах, вальхамдулиллях, ва ля иляха иллляллах, валлаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля билляхиль ‘алиййиль ‘азыйм».

Ангелы созданы из света. Их пищей является восхваления Аллаха. У них есть многочисленные крылья. Каждый из ангелов сотворен с определенной для него целью, ради определенного дела и они не испытывают усталость, им не надоедает то, что они делают. Самыми великими ангелами считаются Джибриль, Микаиль, Азраиль или Маляикатуль Маут и Исрафил алейхимуссалям!

Тайну ‘Аршы-А’зама невозможно раскрыть или представить. Невозможно удовлетворить наше человеческое любопытство этими или другими версиями его описаний. В любом случае это приведет лишь к двум концам: либо  к позору из-за невежества и греху, либо к лишению речи от восхищения величием Творца.

При собирании информации об Арше из источников, упомянутых авлияуллах, мы решили отказаться от касания большей их части. Потому как сами имели большие сомнения в их правильном понимании нами и донесении вам. Пусть же Аллах простит нас, если мы всё же перешли границы дозволенного по своему невежеству. Амин.

_______________________________________

Использованные источники:

- Ибн Араби, книга «Футухати Маккия»

- Имам Газали, книга «Открытие Сердец»

Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle