Следуем Сунне: правила возврата долга

Мы живем в обществе, где каждый обладает различным уровнем дохода и достатка. Кто-то из нас богаче, кто-то беднее. Поэтому взаимопомощь между членами человеческого общества является жизненной необходимостью. Долг можем отнести к разряду именно такой необходимости. Ислам поощряет тех, кто дает в долг и помогает нуждающимся. При этом религия не запрещает брать в долг. Более того, сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) при необходимости брал в долг. Так, например, история знает случай, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставив в залог свою кольчугу взял в долг у еврея.

Однако нужно помнить, что ислам очень чутко относится к проблеме своевременного возврата долга. Однажды Абу Катада (да будет доволен им Аллах) поведал историю, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отказался читать джаназа – намаз покойному, который при жизни не успел оплатить свой долг. И лишь после того, как Абу Катада  Катада (да будет доволен им Аллах) взял обязательство выплаты долга покойного на себя, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) согласился прочесть ему джаназа-намаз. 

Долг является индивидуальной ответственностью каждого человека, простить который может лишь кредитор, то есть человек, который дал в долг. В противном случае даже в день Страшного суда Всевышний не простит долг одного раба перед другим.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам: «Клянусь Аллахом, если человек будет убит на пути Аллаха, а затем оживёт, потом снова будет убит на пути Аллаха, а затем оживёт, потом снова будет убит на пути Аллаха, но при этом за ним будет числиться долг, то и тогда он не войдёт в Рай, пока не вернёт свой долг. Душа сына Адама (да будет доволен им Аллах) остаётся прикреплённой к своему долгу до тех пор, пока он не будет возвращён» (Ахмад ат-Тирмизи).

Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег своих последователей, что какими бы не были деяния раба, не выплаченный долг может помешать войти ему в Рай.

Раньше, когда Ислам был образом жизни, а не просто предметом обсуждения, люди давали слово и старались его добросовестно исполнять. Это касалось и долга. К сожалению, будь то в обычном обществе или же в сообществе мусульман сегодня не редки случаи, когда долг возвращается не вовремя или же вовсе не выплачивается. «Как ни как мы родственники», «как-нибудь меня поймут» не могут быть отговорками и тем более веской причиной освобождающей человека от выплаты долга. Каждый позиционирующий себя верующим обязан своевременно и добросовестно исполнять взятые на себя обязательства, ни на секунду не забывая, что по его поступкам могут судить о религии в целом, а не только о его личности.

Поэтому Всевышний Аллах и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) повелевают нам заключать договор при свидетелях во время совершения долговых обязательств.      

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране следующее: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писарю и свидетелю. Если же вы поступите так, то совершите грех. Бойтесь Аллаха — Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи» (Сура Аль-Бакара, аят 282).

Всемогущий Аллах определил правила заключения долговых обязательств, которые уже более четырнадцати с половиной веков являются основным постулатом в данном вопросе.

Однако в жизни бывают ситуации, когда человек может быть лишен возможности своевременной выплаты долга. Поэтому Милостивый Творец сообщает нам: «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура Аль-Бакара, аят 280).

Прощение и взаимовыручка являются одним из важных положительных качеств мусульманина. Поэтому отсрочка платежа или же прощение долга будет не только красивым жестом, но и благим деянием, который возможно послужит причиной прощения наших грехов.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle