Скрытый смысл Мираджа: почему Всевышний вознес Пророка (мир ему) на небеса?

Да будет известно, что Мирадж - это одно из уникальных особенностей и явных чудес Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это самая высокая степень, которой может достичь человек. Но обычно исследователи Сиры очень кратко повествуют об этом великом событии. Мы же в этом разделе сочли уместным собрать и изложить все имеющиеся предания по этой теме.

Здесь приводится большая часть из того, что писали об этом создатели тафсиров и собиратели хадисов. По этой причине, данная книга будет иметь преимущество по сравнению с другими трудами по Сире, иншаАллах Тааля. Как известно, во всех делах Всевышнего Аллаха заключена бесконечная мудрость. Но относительно Мираджа было упомянуто девятнадцать мудрых смыслов.

ПЕРВАЯ МУДРОСТЬ

В некоторых риваятах говорится, что Господин всех пророков и посланников, мир ему, по ночам часто чередовал намаз с отдыхом и сном. В одну из ночей его благословенные очи заволокло сном, но сердце бодрствовало. Внезапно он услышал с седьмого неба звуки крыльев верного Джибриля. Он приподнялся и сел на свой тюфяк.

Явился Джибрил, мир ему, и торопливо промолвил: «О, Расулюллах! Всевышний приветствует тебя и повелевает: «Эй, мой Хабиб! Я сотворил тебя, чтобы ты просил Меня о нуждах Моих рабов и стал для них заступником. Такое дело не совершается лёжа, работу не исполнишь, лишь отдыхая. Я представлю перед тобой всю твою умму со всеми грехами, сообщу тебе об их деяниях, чтобы ты получил полезный урок и понял, время ли теперь спать или же время бодрствовать».

Джибрил, мир ему, держа его за руки, вывел за пределы Мекки. Там ему была представлена вся его умма и все их деяния. Он увидел столько грехов и столько смуты, что им не было ни конца и края.

Джанаб-и Хак сказал: «Эй, любимец Аллаха! Если ты хочешь оказаться в высочайшем месте пребывания, в Макам Махмуде, то мало кушай и мало спи, чтобы достичь степени заступничества».

Опечаленный Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к себе домой. Сам себе он сказал: «Какие грехи и недостатки этой уммы теперь станем отмаливать?»

Послышался голос Всевышнего: «Прощение стольких грехов твоей общины зависит от того, сколько ты будешь поклоняться в течение ночи. Если хочешь, чтобы простилась одна третья их часть, то молись одну треть ночи. Если хочешь, чтобы простилась две трети всех грехов, то две трети каждой ночи проводи в молитве. Если же хочешь, чтобы простились все грехи, то молись полностью всю ночь».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил: «С одной или двумя третями положение этой уммы окажется плачевным». Он полностью отказался от сна. Он так долго молился, что его благословенные ноги опухли, и так много плакал и причитал, что удивились даже ангелы, записывающие деяния, и сказали: «Божественный, что же случилось? Почему этот безгрешный человек заставляет так страдать свое благословенное тело, а его крики и стенания заполняют весь мир!?»

Всевышний Аллах, велик Он и могуч, ниспослал суру "Та-ха", в котором сообщил: «О, мой Хабиб! Я сказал тебе, чтобы ты просил помиловать твою умму, и вовсе не говорил, чтобы ты, борясь, погубил себя. Я показал тебе грехи твоей уммы. Тебе показалось, что их очень много. Теперь приди, взгляни на моря Моей милости и океаны Моего прощения. А потом сравни, чего же больше».

ВТОРАЯ МУДРОСТЬ

Вечная мудрость великого и могучего Аллаха проявилась таким образом, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день станет заступником для всей своей уммы, ему будет дано право говорить первым, и обретение вечного счастья и блаженства будет зависеть от его мнения.

Из-за ужасов Судного дня каждый будет думать только о своем спасении, и не будет сил беспокоиться о положении других. Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь мираджа довелось увидеть по очереди сонмы ангелов и райские сады всех уровней, ад и его страшные мучения.

Когда наступит Судный день, в его сердце уже не будет страха и ужаса. В то время, когда каждый будет беспокоиться лишь о собственной душе, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будет произносить "уммати, уммати".

Это можно сравнить с тем, как пророк Муса, мир ему, попросил у Всевышнего чуда, когда Аллах направлял его к Фараону. Этим чудом стал посох. Всевышний велел: «Брось свой посох на землю». Пророк бросил, и посох превратился в змея. Муса, мир ему, испугался. Но ему было велено: «Возьми в руки, не бойся». И его страх исчез.

Мудрость этого заключалась в том, что если бы это случилось перед Фараоном, если бы Муса, мир ему, заранее не стал свидетелем этого чуда, то испугался бы так же, как и Фараон и его люди. Чудо прошло бы впустую. Точно так же, если бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь мираджа не увидел мир сокровенного, даже он испугался бы подобно другим людям и был бы далек от того, чтобы заступаться за грешников.

ТРЕТЬЯ МУДРОСТЬ

Всевышний Аллах пригласил Своих рабов в рай и обещал им, что они увидят Его лик. Он избрал нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, посредником для достижения этого счастья. А между тем нельзя стать проводником, заранее не обследовав предстоящую дорогу. Нельзя давать советы и разъяснения о том, чего сам не изучил. Аллах показал ему высочайшие места пребывания и богатейшие небесные сокровищницы, чтобы его доводы были точными, и чтобы наши старания не были напрасными.

ЧЕТВЕРТАЯ МУДРОСТЬ

Некоторые говорят, что этот предводитель является любимцем Аллаха, а показывать любимцу все сокровища - это обычное дело. К примеру, если правитель полюбит кого-либо из своих рабов, то покажет ему все сокровища своей казны, отдаст ему все ключи от кладовых.

Всевышний показал Своему любимцу всё, что есть на Земле. Не случайно Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Для меня Земля уменьшилась. Я увидел всё от востока до запада». В этот раз Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вознесли на небеса и вручили ему ключи от рая и замки для ада, чтобы удостоившиеся его шафаата обрели вечное счастье, а лишившиеся его заступничества горько пожалели об этом.

ПЯТАЯ МУДРОСТЬ

Великий и могучий Аллах говорит Своему любимцу: «Твою умму на земле Я поручил тебе и простил их из уважения к тебе. Ты увидишь их на земле. Теперь же приди к Моему могуществу, чтобы увидеть того, кто помиловал твою общину. О, Мухаммад! Я хорошо знал твою умму еще до того, как их помиловал. Было известно, какие у них будут недостатки. Я принял их вкупе с их недостатками, сделал достойными Меня, отнесся к ним с милостью и благосклонностью. Ты тоже не отдаляй от них свое заступничество».

Вот поэтому в Судный день каждый пророк будет говорить: «Душа моя! Душа моя!» А наш Пророк станет повторять: «Моя умма! Моя умма!» А его умма будет просить у него заступничества. Здесь сокрыта некая тайна.

В тот день каждый будет думать только о себе, и это неправильно. Почтенный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, будет говорить: «Уммати! Уммати!» На первый взгляд, это тоже кажется неправильным. Его высокому достоинству больше подошло бы произносить в этот день: «Йа Рабби! Йа Рабби!». Но в словах об умме также подразумевается Всевышний, поскольку речь идет не столько об умме, а о том, кто поручил ему эту общину.

Эти слова означают: «В ночь мираджа Ты милостиво поручил мне мою умму. Сегодня я помню эту милость. Если я не стану поминать умму, возглавить которую поручил мне Ты, то это будет оскорблением Твоей милости».

Здесь имеется еще один скрытый смысл. Все остальные общины Всевышний предоставил самим себе. Все они повесили на себя вериги неверия и нарушили свой завет. А их пророки, видя, что они недостойны быть помилованными, говорили: «Душа моя! Душа моя!».

Иман этой уммы Всевышний сберег Своей милостью, завет не был нарушен. Они стали достойными прощения, заслужили вечное спасение. Вот поэтому Расулюллах, да благословит его Аллах и приветствует, станет говорить: «Моя умма! Моя умма!»

Продолжение: За что ангелы просили прощения у Пророка Мухаммада (мир ему)?

Из книги "Истории Пророков"

Социальные комментарии Cackle