"Полон ты пороков, но упрекаешь в пороках людей"

Каландарнаме. (Источник фото: freepik.com)

Каландарнаме. (Источник фото: freepik.com)

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 119. Разъяснение того, что замечание – это [твой] собственный порок, который ты видишь в другом и говоришь [ему об этом]


Почему ты жестокосердечен и подл?
Бесполезная ученость ведет к спорам.

Кажешься ты подобным мужчине, о женоподобный!
Потонул ты в трауре, о мать печали!

Отчего ты не одноликий, а шестиликий?
До каких пор ты будешь считать себя хорошим?

Полон ты пороков, но упрекаешь в пороках людей.
Если это и есть твое ремесло, то не годен ты [вообще] ни к какому ремеслу.

Людей сердца обижаешь ты постоянно,
Называешь [их] ни много, ни мало достойными тебя.

Чем ты занимаешься, того ты и стоишь, [так и] знай,
Среди избранных и простых людей.

День и ночь ты проводишь в пустословии,
Занимаешь себя весельем ради щегольства.

А тот, кто удачлив и освободился от этого,
Овладел желаниями и нафсом своим.

Постыдись своей бороды, о бесстыжий!
Сколько еще ты будешь поклоняться страстям, словно Аллаху?

Сказал я, здесь больше нечего сказать.
Серебро ты растратил, а золота не осталось.

Оставь это сборище верблюдов в загоне,
Сколько ты еще будешь следовать за неграми и гулами?

О совершивший множество ошибок, богоугодное деяние состоит в том,
Чтобы сказать: «Я пробудился, а не уснул».

В руках дурного нафса своего ты пленником стал.
По этой причине не имеешь ты запаха дервиша.

Если фальшь проникнет в настоящее [золото],
Люди все его ругать станут.

Процеженное наверху находится, а осадок – внизу,
Хотя оба они в чане давно находятся.

Если будешь общаться с людьми [Божьими], станешь чистым,
Станешь разумом, душою и сердцем достойным.

Неверие твое исламом станет, о дорогой!
Себя от других ты отделишь.

После этого поймешь ты, что в заблуждении
Пребывал ты много лет.

Попросишь ты за то прощение и не будешь расстраивать сердца,
Сто цветников розовых из колючек выведешь.

После этого выскажешь себе ты упрек:
«Что бы ни говорил я, [все это] было во мне».

Почувствуешь ты бессилие и отдашь себе должное,
Впадешь в самоумаление и обретешь большее.

Достаточно этого, ибо сломалось перо,
Расскажу я завтра остальное из того, что есть.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle