В Судный день разберемся

В Судный день разберемся

В Судный день разберемся


В то время как в среде мусульман слабые и незащищенные должны были бы быть для остальных, более благополучных верующих, объектом их поддержки и опеки, они наоборот становятся жертвами несправедливости и гнета. Всевышний Аллах во многих аятах говорит, что не направляет по истинному пути тех, кто является несправедливым. Причинение другому зла, обиды или неприятности  – один из худших грехов.

Пусть не отчаиваются притесняемые и пусть не успокаиваются притеснители. Поистине, настанет День, когда первые будут обрадованы, и вторые – разоблачены и унижены. И «ни одна душа не будет обижена».

Благими намерениями…

Всевышний Аллах в хадисе Кудси говорит: «О, рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» Всевышний Аллах, Создатель всего Сущего. Он устанавливает законы Вселенной, природы, людей, Он – главный и единственный Судья. Всевышний Аллах – Тот, Кто является Единым Богом, и Он ни перед кем не несет ответственности, Он, как сказал имам Шафии, Тот, у Кого не спрашивают о Его деяниях.

И несмотря на Свою абсолютную власть, Всевышний сделал несправедливость запретной (!) для Себя!

Несправедливость – это неуважение к другому человеку, его правам; это уничижение, оскорбление или недооценивание его чести, жизни, имущества, семьи. Главный принцип справедливости: «не делай другому того, что не понравилось бы тебе самому в отношении тебя». Зная свои потребности, человек легко может отличить справедливость от несправедливости.

Опасно положение тех, кто чинит несправедливость и считает себя правым. Он упорно не хочет видеть своей неправоты. Осознание и признание своих ошибок требуют мужества, честности и это в какой-то мере встреча с собственной болью. Подобно той, которую испытывает человек вынимая занозу. Но многие готовы жить с ней, заражая остальную кровь и продолжая путь своих бесчинств. Они усугубляют не только свою беду, но еще и заставляют страдать остальных.

Многие даже имеют защитные оправдания. Типа, это не заноза, а часть кожи, поэтому ее не надо вытаскивать. Или «ученые доказали, наличие занозы укрепляет иммунитет». Бред? Бред. Также «бредово» звучат благие намерения угнетателей, моральных, физических или психологических, которые приносят другим страдания якобы из благих побуждений: «Так надо». Иные настолько извращены своей неправотой, что посягают на самое святое – религию. Трактуя хадисы, аяты или высказывания ученых по-своему, объясняют ими свои злодеяния.

Впрочем, для человека, которого отравили ядом, так же мало значимо будет из какого сосуда, хрустального бокала или деревянной миски, вы дали ему выпить, как для того, к кому вы проявляете несправедливость, то, какими идеями это прикрыто.

Иллюзия безнаказанности

Как бы там ни было, жертву можно убедить, что так надо, а окружающих, что это полезно, однако человеку не скрыть свою душу от Всезнающего Всевышнего Аллаха, Который ведает о наших сердца больше нас. Каждый человек понесет ответственность за свои дела и за намерения.

Поистине, Судный час непременно настанет. Я скрыл от людей время его прихода, но открыл признаки его приближения, чтобы каждой душе в этот день воздать за то, что она совершила[1]

Слово Всевышнего – истина. И согласно ему каждый человек ответит за свои деяния и слова. Если не в этом мире, так в следующем. От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах желает для Своего раба блага, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня»[2]

В этом мире угнетатели могут чувствовать себя относительно спокойно. Ведь между их благоденствием и воздаянием могут встать (родовое, общественное или семейное) положение, влияние, власть, мнение общественности, материальные возможности. Ведь есть и такой вид несправедливости, как коллективно признанная, на основе которой допускается ущемление прав определенной категории лиц. Например, женщин, детей, сирот, разведенных и т.п. Иногда этот вид несправедливости называют традициями или обычаями. Но завтра все эти идолы, ослепляющие нас, рухнут, и мы встретимся со своей сутью лицом к лицу.

Справедливость Судного Дня

Справедливость – это истина, которая будет установлена Всевышний в Судный день. Пророк Мухаммад, да благославит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, в Судный День Аллах возьмет права нерогатого скота у рогатого» То есть безрогое животное, которого ударило второе, рогатое, сможет ответить ему.

Органы тела будут свидетельствовать за или против нас. Земля будет говорить о том, что мы на ней совершали. Коран станет заступником для тех, кто был бережен к нему, читал и обучался ему. Всякая мелочь будет взята в расчет. «Совершивший добро на вес пылинки увидит воздаяние за него, и совершивший зло на вес пылинки увидит его, и ему воздастся за него»[3] 

Для угнетателей

Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил у сподвижников: «Известно ли вам, кто является бедным?» Те ответили: «Посланник Аллаха, это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара, ни имущества». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал в ответ: «Бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершёнными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него и он будет брошен в Ад»[4]

Также в другом хадисе сказано, что когда в Судный день принесут книгу деяний и человек спросит: «А где же мои хорошие деяния?», ему ответят: «Их перенесли в книги тех, кого ты притеснял, обманывал, оскорблял, клеветал, обижал». Увидев свою книгу, полную плохих деяний, человек скажет: «О мой Господь, я не совершал этих грехов никогда». Но ему будет сказано, что это деяния людей, которых он притеснял, оскорблял, поносил, проклинал, обманывал, с кем не поддерживал хороших отношений.

Пока ваше зло не обратилось против вас (а это непременно случится), спешите покаяться, попросить прощения и восполнить зло совершением добра. Пока не наступил  «тот день, когда не помогут притеснителям их извинения за совершённое ими. Проклятие им и худшая обитель»[5]

Вспомните, что Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, перед смертью просил прощения даже у своего верблюда, приговаривая: «О, мой верблюд, не спорь со мной (в Судный День), ведь я не накладывал на тебя ношу, которую ты не был в силах нести»

Всевышний предупреждает, чтобы злодеи боялись мольбы обиженного. «Ведь Он попросит Меня, и Я отвечу ему». Между мольбой угнетенного и ответом на нее нет никаких преград.

Угнетенным

Часто совершенная несправедливость становится начальным звеном цепочки зла. Как говорится, подобное рождает подобное. Самый обыденный пример - потерпев несправедливость на работе, мужчина может позволить себе ее дома, сорвавшись на невинных детях или жене. Или другая жертва чужой несправедливости может предпринять меры по отмщению, выходящие за рамки дозволенного. Такая «контратака», конечно, не только усугубляет ситуацию, но также может ухудшить положение притесняемого перед Всевышним. Несколько рекомендаций, чтобы избежать ухудшения ситуации:

  1. Не будьте высокомерны.

Высокомерие заставляет нас думать о непростительности такого отношения к нам. Пророки, посланник, праведные люди подвергались гонениям, мучениям от рук самых недостойных из людей. Но они были смиренны и даже просили прощения за них. Почему же мы думаем, что не можем быть испытаны?

  1. Терпение

Терпение необходимо, чтобы несмотря на давление обстоятельств, оставаться в рамках дозволенного, в рамках довольства Аллаха. Легче вступить в драку кулаками или словами, чем сдержать себя, сказав «Побойся Аллаха!» или «Воистину, я пощусь!» Но именно терпение позволяет нам сохранять веру и добро, когда иного разумного способа остановить несправедливость нет.

  1. Вера

 «Поистине, уверовавшие – это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил»[6]

Сохраняйте свою веру, даже если честь и имущество подвергаются несправедливым нападкам. Потому что и то и другое можно восстановить, а веру… Получится ли?

Бойтесь потерять благословение Всевышнего, близкого к творящим добро и к разбитым сердцам. Верьте в лучший исход и надейтесь на Судный день, когда справедливость будет восстановлена даже между животными. Не пренебрегайте обещанной вам наградой. И пусть обида вместо духовного упадка принесет вам новые блага.



[1] Коран, 20:15

[2] Ат-Тирмизи, ибн Маджах

[3] Коран, 99:78

[4] Мулим, имам Ахмад

[5] Коран, 40: 52

[6] Хадис Кудси

Социальные комментарии Cackle