"Подобен такой человек Даджалю, избегай его, поменьше говори с ним..."

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 60. Разъяснение образа жизни лицемера и природы его слов и состояний

 

У кого в сердце лицемерие,

То сердце его будто бы наполнено глиной.

Подобен он Даджалю, избегай его,
Поменьше говори с ним, мало спорь с ним.

Поскольку он проявлением гнева Божьего является,
Врагом он является друзьям [Аллаха] и пророкам.

Лицемерием сопровождаются все дела его.
Ниже ада находится обитель его.

Свойство собаки лучше его свойства.
Расставание с ним лучше, чем встреча с ним.

Остерегись того, чтобы стать его собеседником,
Потому что является он предателем шариата и религии.

Иногда он на этой стороне, а иногда переходит на ту сторону,
Много ходит он по пути невежества и ошибок.

О лицемер! Доколе еще из-за этого лицемерия
Будешь пожертвованием (инфак) кичиться?

От глупости, поистине, [исходят] эти дела.
Лицемерием сопровождается твое существование в этом мире.

Три признака в лицемере проявились.
Можно их услышать ушами сердца.

Благодаря языку своему легко он дружбу заводит,
С таким-то, а в душе враждует.

Во-вторых, он всегда занят обсуждением других за их спиной (гайбат).
Занят он [выискиванием] недостатков в людях.

Выдает [свой товар] за пшеницу тот продавец ячменя.
Тьфу на достоинство лицемера!

Третий признак его в том состоит,
Что является он человечишкой без шариата и религии.

Злосчастье его целый мир переворачивает,
Множество здоровых сердец он разбивает.

Не боится он ни Аллаха, ни Пророка,
Лицемерно он с пути [людей] сбивает, словно гул.

Посему отвержена всеми людьми
Самость неблагородная лицемера в [этом] мире.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle