Кто более бескорыстен - верующие или неверующие?

Недавно пришлось услышать разговор двух людей, видимо, далеких от религии.

- Говорят, что верующие люди делают добро бескорыстно. Недавно я спросил одного своего приятеля: «Почему ты молишься, в мечеть ходишь, какие-то добрые дела совершаешь? Какая твоя цель?» А он отвечает, что хочет попасть в Рай и там наслаждаться разными благами. Какое же здесь бескорыстие, это тот же расчет, что и у иных неверующих!

Собеседник поддержал его:

- Действительно, как-то это неискренне получается. Вот взять моих бабушку и дедушку, которые еще при советской власти жили. Они были коммунисты и атеисты, однако были люди честные и порядочные, всегда другим помогали, при этом ни на какой Рай не рассчитывали. Вот это я понимаю, бескорыстие.

В самом ли деле верующие люди делают добро только из расчета и корысти и, напротив, атеисты, не верящие в загробную жизнь, всегда бескорыстны? И вообще, что значит корысть и бескорыстие? Давайте поговорим об этом более подробно.

Нормальный здравомыслящий человек никогда не будет совершать бессмысленных действий, когда мы что-то делаем, у нас всегда есть какая-то цель. Эта цель обычно называется мотивом или стимулом, то есть, неким соображением или желанием, которым человек руководствуется при совершении своих действий.

Вот, к примеру, к нам приходит наш знакомый и просит дать ему денег в долг (или оказать иную помощь), ссылаясь на свое бедственное положение. Если мы оказываем ему помощь, но при этом рассчитываем на ответные услуги с его стороны, это называется расчетом. Если мы ничего от него не требуем, но помогаем ему так, чтобы о нашем поступке стало кому-то известно, то это также будет считаться корыстным мотивом. То есть, мы делаем добро не просто так, а с целью какой-то выгоды. Если же мы оказываем человеку помощь, не требуя от него ничего, при этом делаем это втайне, не хвастаясь сделанным добром, то это считается щедростью и бескорыстием.

Показное благочестие: как не превратиться в притворно набожного человека? >>

На самом деле у нас также есть мотив. Мы любим этого человека и поэтому жалеем его; более того, мы, как люди верующие, знаем, что Всевышний любит добрых и щедрых, и стремимся к Его довольству. Но поскольку этот мотив не связан с какими-то мирскими, сиюминутными соображениями, это уже будет не корысть, а высокая цель, благое намерение.

Почему окружающие нас люди обычно хвалят человека, который не требует за сделанное добро платы или ответных услуг и, наоборот, осуждают того, кто ничего не делает просто так, бескорыстно? Люди понимают, что для расчетливого, жадного человека главное – это соображение выгоды. Он окажет вам помощь, только если увидит в этом возможность заработать что-то, получить от вас что-то взамен. Если же человек ему неинтересен, с него нечего взять, то и помощи он никогда ему не окажет.

Теперь поговорим о том, из каких соображений делают добро люди верующие и неверующие. Собеседники, чей разговор мы привели выше, назвали людей верующих корыстными, поскольку они рассчитывают на награду в будущей жизни. Выше мы уже установили, что у каждого человека есть какой-то мотив или цель. Просто эти цели могут быть очень разными, и в зависимости от них будет разным поведение человека, который к этим целям стремятся.

Если человек любит Бога и стремится к Его довольству, он будет делать добро людям ради любви к Нему и ради любви к тому, что Он любит – к добру, к справедливости.

Коран называет таких людей «стремящимися к Лику Аллаха». Разумеется, это не нужно понимать буквально, что у Всевышнего есть «лицо» («лик»). Здесь речь идет о Его довольстве и возможности быть с Ним в вечной жизни:

«Но [награда] тех, которые раздают закят, стремясь к лику Аллаха, будет приумножена» (сура «Римляне», аят 39).

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику» (сура "Аль-Кахф", аят 28).

Если же человек добр и любит добро, и, особенно, если он верит в Бога и знает, что Он любит добро, он будет помогать людям в любом случае, даже если это ему невыгодно, если это причиняет ему неудобства и неприятности. Все мы знаем, что люди честные, любящие справедливость, иногда отстаивают ее, рискуя собственным благополучием, работой, хорошими отношениями с кем-то, а иногда свободой и жизнью (если речь идет о несправедливом, деспотическом обществе).

Более того, корыстному человеку, для которого главное – это выгодная сделка (деньги, ответные услуги, иные материальные блага), а не возможность сделать добро, неважно, кому служить и кому помогать. Сегодня он окажет помощь невинному человеку, который спасается от преступников, а завтра может, наоборот, помочь преступникам скрыться от правосудия.

Второй собеседник привел в пример своих неверующих родственников, которые, тем не менее, старались помогать людям, не требуя ничего взамен. Разумеется, быть добрыми и бескорыстными могут быть как люди верующие, так и атеисты. Но различие в том, что верующий человек твердо знает, почему он делает добро и ненавидит зло и грех. Он делает это потому, что этого от него требует Его Создатель.

Можно ли рассказывать о своих добрых делах? Когда это будет показухой, а когда нет? >>

Люди неверующие, если их спросить, почему они стараются быть хорошими и порядочными, могут сказать, что их так научили родители, им так приказывает совесть, так принято в обществе. Все эти соображения очень неопределенны и неясны. 

Хорошо, если родители научат человека, что нельзя брать чужое и говорить неправду. А если они сами были людьми непорядочными и не могли показать детям хорошего примера? У человека есть совесть, которая побуждает его делать добро и не делать зла. Однако, совесть тоже можно усыпить, заставить замолчать, как молчит совесть преступников, людей непорядочных. Только вера во Всевышнего дает человеку четкие критерии добра и зла, а также помогает ему, дает силу им следовать.

Итак, речь у нас зашла о том, бывает ли добро бескорыстным, кто более бескорыстен – верующие или неверующие? Мы установили, что ни один человек не совершает свои действия просто так, бесцельно, у всех есть мотивы и устремления. Просто у всех людей они разные.

В зависимости от цели, к которой человек стремится, мы говорим, что он руководствуется корыстным расчетом или, наоборот, высокой, благой целью. Верующий человек стремится к довольству Всевышнего, к вечной жизни в Его присутствии, поэтому он любит то, что любит его Господь - добро и справедливость.

Человек неверующий тоже может совершать благие дела, не требуя за это ничего взамен, поскольку его к этому побуждает совесть, любовь к людям или хорошее воспитание. Однако, все эти цели и ориентиры неясные и расплывчатые.

Совесть иногда молчит, в людях можно разочароваться, и на что тогда опереться в различении добра и зла? Только вера во Всевышнего может дать людям твердое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, и как этому следовать.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle