Какие качества человеку дарованы Аллахом, а какие он приобретает сам?

По мнению алимов человек, обладающий прекрасной нравственностью, является достойным и почетным человеком. Даже тот, кто обладает хотя бы одним качеством благочестия, достоин похвалы. Религия восхваляет все эти нравственные качества, приказывает людям обладать ими, и обещает обладателям этих качеств, вечное счастье.

Часть этих качеств, именуемых «прекрасным ахляком», является неотъемлемой частью пророчества. «Прекрасная нравственность» - это средний путь между силами и качествами нафса, не впадая в крайности.1

Совершенство «прекрасной нравственности» было воплощено в посланнике Аллаха (мир ему). Поэтому Аллах Всевышний восхвалил его, сказав в Коране: «Воистину, твой нрав превосходен» (аль-Калем 68/4).

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Я был послан, чтобы довершить прекрасную нравственность».2

Анас (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему) обладал самой превосходной нравственностью среди всех людей».3 Похожий риваят был передан и от Али (р.а.).

По мнению алимов-мухаккиков с точки зрения сотворения и естества, посланник Аллаха (мир ему) с момента своего создания обладал великой нравственностью. Эти морально-нравственные качества не были для посланника Аллаха (мир ему) приобретенными, это было божественным даром. То же самое можно сказать и о других пророках.

Тот, кто изучал их жизнь с момента рождения и до получения пророчества, совершенно ясно увидит это. Это следует из жизнеописаний таких пророков, как Иса (а.с), Муса (а.с), Яхья (а.с.), Сулейман (а.с.) и других. Знание и мудрость уже имелись в их естестве, а прекрасная нравственность была посеяна в их натуре.

Например, Аллах Всевышний сказал в Коране: «О, Яхья! Крепко держи книгу. Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком» (Марьям 19/12). Муфассиры говорили, что когда Яхья (а.с.) был еще ребенком, Аллах Всевышний научил его знанию книги.

В одном хадисе посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда я подрос и достиг возраста, когда смог отличать хорошее от плохого, то испытывал ненависть к идолам и не любил поэзию4. Я не делал ничего из того, что делали люди во времена джахилии, за исключением двух случаев. Однако и в этих двух случаях Аллах Всевышний защитил меня. После этого, я никогда больше не совершал подобного»5.

Таким образом, становится ясно, что Аллах Всевышний оказал милость пророкам, даровав пророкам знание и мудрость. В их сердцах засиял свет божественных повелений, и они достигли совершенства в нравственности. Они достигли этой степени благочестия не в результате проявленного ими усердия, а благодаря тому, что Аллах Всевышний избрал их в качестве пророков.

Аллах Всевышний сказал в Коране: «Когда Юсуф достиг зрелого возраста, Мы даровали ему умение принимать решения и знание» (Юсуф 12/22).

Так же можно видеть, что помимо пророков, некоторые обладают пусть и не всеми, но некоторыми из этих нравственных качеств. Некоторые люди с рождения обладают, некоторыми прекрасными чертами характера. Затем, благодаря помощи Аллаха Всевышнего, им не было трудно усовершенствовать свою нравственность.

Нам хорошо известно, что некоторые дети с рождения обладают хорошим характером, смелостью, умом и способностью ясно излагать свои мысли. А некоторые представляют собой противоположность этому. Но благодаря стараниям и усердию, человек способен избавиться от недостатков.

При помощи воздержания и аскетизма можно приобрести хорошие качества и избавиться от плохих черт. Эти два состояния, которые могут быть врожденными, указывают на различия между людьми, в вопросах нравственности.

В одном из хадисов, говорится: «Каждый будет подготовлен к тому, для чего он создан»6.

Поэтому саляфы разошлись во мнениях по поводу того является нравственность врожденной или приобретенной. Табери передает, что некоторые из алимов-саляфов считали, что нравственность является врожденной. Он передает это мнение от Ибн Масуда и Хасана аль-Басри. Сам он также придерживался этого мнения. Однако правильным является то, мнение, о котором мы упомянули выше, в соответствии с которым часть нравственных качеств является врожденной, а часть приобретенной (Подробнее: Как обрести благой нрав?).

Сад (р.а.) передает, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: "Каждая черта характера присутствует у верующего с рождения, за исключением предательства и лжи"7.

Умар (р.а.) сказал: «Храбрость и трусость являются врожденными, Аллах Всевышний наделяет ими кого пожелает»8.

Особенностей прекрасной нравственности и черт характера достойных восхваления, очень много. Но мы здесь довольствовались упоминанием основных. Что же касается качеств посланника Аллаха (мир ему), то мы подробно рассмотрим их, если будет угодно Аллаху, в следующей статье.

___________________________________

1 - У нафса есть три силы: 1- Способность говорить, средний путь в этом - мудрость; 2 – Сила страсти, средним путем здесь является целомудрие; 3- Сила гнева, средним путем здесь является отвага. (Алийуль-Кари).
2 - Муватта, Хуснуль-Хулюк, 2/904; Беззар, хадис №: 2470.
3 - Бухари, хадис №: 6203; Муслим, хадис №: 2150.
4 - Абу Нуайм, Даляиль; Суюти, Манахиль (162).
5 - Беззар, хадис №: 2403; Ибн Хиббан, хадис №: 2100.
6 - Бухари, хадис №: 4945; Муслим, хадис №: 2646.
7 - Беззар, хадис №: 102; Байхаки, Шуабуль-Иман, хадис №: 4809.
8 - аль-Муватта, 2/463; Абу Йаля 6451.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle