Как жить без споров и заслужить дом в предместье Рая?

Люди спорят по разным поводам. Уверенность в своей правоте вызывает желание донести до мира свою точку зрения. И так почти у каждого.

Мысли и опыт человека, действительно, могут быть полезны окружающим. Но почему же в Исламе рекомендуется не затевать и не поддерживать споры? Причём настолько, что за это воздержание обещана большая награда:

«…дом в предместье Рая тому, кто оставит спор, даже если он прав…» (приведено имамом Абу Даудом; отрывок).

 

Чем дальше в спор, тем больше слов.

Рассмотрим обычные житейские споры. Несмотря на привычность, они деструктивны по сути. Ведь спор – это почти всегда:

1. Стресс.

В спокойном тоне вести спор практически невозможно. Даже если человек умеет хорошо владеть собой, в какой-то момент он всё же теряет равновесие. Разумеется, шайтан подливает масла в огонь, всё больше и больше распаляя спорщиков.

Нервозность обычно возникает от нежелания собеседников согласиться друг с другом. Ведь для кого-то из них это означает необходимость отказаться от своей позиции. Такой отказ болезненный для нафса, он же уверен, что полностью прав.

2. Столкновение.

В споре происходит столкновение не только мнений, но характеров, жизненных позиций, привычек, а по большому счету - нафсов (эго) спорщиков.

Нервный характер обсуждения уводит спорщиков от обдумывания и чёткого изложения своих доводов. Включается режим “сам дурак”, когда от недостатка аргументов, в адрес оппонента начинают отпускаться злые насмешки или открытые оскорбления. При этом спорщик не замечает, что, “перейдя на личности”, он уже подписался в своём проигрыше.

3. Проявление внутренней слабости.

Спорящий человек обычно шумит, сердится, может вести себя агрессивно. Какая же тут слабость, спросите вы. И всё же, это она.

Зачем, по-вашему, убеждать людей в своей правоте? Почему человеку не спокойно от того, что другой думает не как он? Если этот другой согласится со спорщиком, примет его мнение, значит, оценит это мнение как правильное, т.е….одобрит. Вот, по сути, что нужно спорщику - одобрение его позиции, а в сущности, и его самого.

Выходит, что любитель споров, как правило, зависим от мнения и оценок окружающих. Он как будто не верит в свою внутреннюю силу, пока с ним не согласятся. Увы, не найдя позитивных путей наполнения себя, он выбирает провокационный – через спор.

Люди, с которыми нельзя спорить >>

 

Говори, но не спорь

Тот, кто умнее, первым выходит из спора. Или вообще его сторонится. Разумный человек не тратит силы и время на попытки внушить свою правоту разгорячённому собеседнику. Ведь тот просто не готов ничего воспринимать.

Известно, что разгулявшиеся эмоции мешают конструктивно мыслить. И человек бывает уже не в состоянии анализировать обстановку и слова окружающих. Поэтому благоразумный собеседник, не вступая в полемику, ждёт, когда спорщик успокоится и будет готов к диалогу. Позже, в удобный момент вполне можно вернуться к отложенной теме. Есть вероятность, что разговор пройдёт уже в ровном тоне и может быть куда полезнее. Это с одной стороны.

С другой стороны, если Аллах не даёт человеку понимания, то любые попытки что-то ему внушить будут бесполезными. Понимая это, умный человек снова уходит от спора.

Он излагает свою точку зрения не для переубеждения оппонента, но, осознавая свою ответственность. Раз у него есть опыт и знания в возникшем вопросе, он делает, что может - ставит оппонента в известность. Если тот не желает принять информацию, это его личный выбор. Всё, что остаётся делать в таком случае, это просить у Аллаха помощи для несогласного собеседника, желать ему найти правильный выход.

И в этом поступке будет благо уже для обоих, ведь известно из хадиса Пророка Мухаммада, Мир ему:

«Ангелы будут также молиться за мусульманина который станет просить у Аллаха за своего брата по вере» (приведено имамами Муслимом, Тирмизи, Ибн Маджа).

5 способов мгновенно взять свои эмоции под контроль >>

Гузель Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle