Что говорит Ислам о неприкосновенности частной жизни?

Неприкосновенность частной жизни в исламе

Неприкосновенность частной жизни в исламе

У каждого человека существует определенное частное пространство, куда он не хочет пускать посторонних. Это его жилище, его личная и семейная жизнь, какие-то подробности его финансовых обстоятельств, его вкусы и привычки, его привязанности.

Согласно законодательству большинства государств, это пространство охраняется законом – то есть, никто не имеет право без серьезных оснований заглядывать к человеку в дом, слушать его частные разговоры по телефону, читать личную переписку (или его контакты в социальных сетях).

К сожалению, не все мусульмане об этом знают – что исламская религия также признает право человека на частную жизнь и частное пространство, порицая неумеренное любопытство и вмешательство в чужую жизнь без разрешения человека.

Какие вопросы могут относиться к понятию частной жизни?

1) Назойливое любопытство к чужой жизни – когда один человек считает себя вправе задавать другому (тем более, малознакомому) человеку какие-то бесцеремонные вопросы о его личной жизни, семейном положении, работе или учебе.

Когда вас знакомят с другими сестрами-мусульманками, какие вопросы вы чаще всего слышите в первые же минуты общения: «А ты замужем – нет, а почему?», «Замужем – а дети есть? Нет – а почему до сих пор нет?», «Развелась – а почему, муж бросил?», «Что это ты такая бледная, слишком худая (или слишком толстая) …». И так далее и тому подобное.

Многие видят в этом проявление невинного любопытства, но на самом деле эти вопросы могут касаться очень больных тем для человека. Наверняка, эта женщина сама страдает от того, что никак не получается выйти замуж, что у нее не сложилась семейная жизнь или нет детей. Подобными вопросами вы лишний раз ей напоминаете про тяжелые и неприятные моменты ее жизни.

Обсуждать чужую внешность, тем более, невежливо и неэтично. Может быть, у человека какие-то проблемы со здоровьем – поэтому он не может похудеть или поправиться, в любом случае – он не обязан отчитываться за это перед вами и оправдываться, почему у него какая-то особенная внешность.

Недаром в хадисах Пророка (мир ему и благословение) столько говорится о грехах языка, которые могут сильно навредить человеку в этой и будущей жизни. Истинный мусульманин – это тот, кто не причиняет другим людям вреда своим языком и своими руками. В другом хадисе сказано, что верующий человек не занимается чужими делами и не вмешивается в чужую жизнь, если у него не просят совета:

«Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается» (Приводят ат-Тирмизи и другие).

2) Грехом считается нарушать неприкосновенность чужой жизни в любом виде: следить за другими людьми – интересоваться тем, что они купили, что принесли домой, входить в чужой дом без разрешения. В наше время к этому можно отнести чтение чужой переписки в сети интернет или подслушивание телефонных разговоров.

В Священном Коране говорится о том, как следует уважать чужое личное пространство: «О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помяните назидание. Если же вы никого не найдете в них, то не входите, пока вам не позволят. Если же вам скажут: «Уйдите!» – то уходите. Так будет чище для вас. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете» (24:27-28).

Недопустимо для верующего подглядывать в чужие окна или подслушивать чужие разговоры:

«Разрешено хозяевам жилища выколоть глаз тому, кто подглядывает в их дом без их дозволения» (Аль-Бухари и Муслим).

«Тому, кто тайно подслушивает разговоры других людей против их воли, в День Воскресения в уши будет залит расплавленный свинец» (Аль-Бухари).

Тем более, будет грехом сплетничать и злословить за спиной у человека, распускать порочащие его слухи:

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (49:12).

3) Очень важно уметь хранить чужие секреты, если вам их доверили, или вы сами узнали о какой-то подробности жизни человека, которую не следует знать посторонним:

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывает: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправил меня по одному делу. Из-за этого я опоздал к своей матери. Когда я вернулся домой, моя мать спросила меня: «Почему ты опоздал?». Я ответил: «Посланник Аллаха отправил меня с одним делом». Она спросила: «Что это за дело?». Когда я ответил: «Это секрет, я не могу сказать», моя мать сказала: «Никому не рассказывай секрета Посланника Аллаха» (Бухари, Муслим).

Неумение держать язык за зубами является скверной чертой характера, и не менее скверной является откровенность с такими людьми. В другом хадисе говорится:

Анас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Храни секреты и будь надежным!»

4) Не менее важно уметь скрывать чужие недостатки. Особенно, если другой человек по секрету признался вам в какой-то своей слабости, рассчитывая на ваше молчание.

Если вы случайно увидели, что какой-то человек делает что-то неправильное, следует мягко указать ему на это наедине, но не рассказывать окружающим об этом. Скрывая грех другого человека, мы помогаем ему покаяться и избавиться от него. И наоборот, когда мы разоблачаем человека перед людьми, он может впасть в отчаяние, решив, что ему уже не исправиться, и будет продолжать грешить дальше.

«Если будет скрывать раб недостатки другого раба в этом мире, то и Всевышний Аллах скроет его недостатки в Судный День» (Муслим).

Тем более, будет грехом специально следить за человеком, желая, чтобы он оступился и совершил какую-то ошибку. Такой человек сам будет унижен, когда Всевышний устроит так, что он совершит такой же грех:

«Не вредите мусульманам, уличая их и выискивая их недостатки. Поистине, того, кто будет выискивать недостатки мусульман, Аллах разоблачит, а кого Аллах разоблачит, того Он унизит, даже если будет скрываться в дальней комнате своего дома» (Абу Дауд).

5) Если люди состоят в браке, следует очень внимательно хранить секреты друг друга, не разглашая их посторонним. Тем более, недопустимо обсуждать с чужими людьми какие-то подробности интимных отношений со своей супругой или супругом:

Передают, что Асма бинт Язид (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Наверняка, кто-то из мужчин иногда рассказывает о том, что он делает со своей женой, и, наверняка, кто-то из женщин рассказывает, что она делает со своим мужем».

Люди смолкли, и тогда Асма (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Ты прав, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Клянусь Аллахом, и женщины, и мужчины поступают таким образом».

Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не делайте этого! Поистине, это подобно тому, как два шайтана на дороге вступают в половой акт на глазах у людей» (имам Ахмад).

Пророк (мир ему и благословение) также говорил: «В наихудшем положении из людей в Судный день перед Аллахом будет такой человек, который имел близость со своей женой, после чего распространял ее секрет» (Муслим).

Также будет очень некрасивым обсуждать своих мужей с подругами (или жен с друзьями), критикуя их и высмеивая. Тем самым, человек показывает с дурной стороны не мужа или жену, а себя самого – если твой супруг (супруга) такой плохой, зачем ты с ним живешь? Значит, у него или у нее есть иные достоинства – так почему бы не сказать о них, а недостатки, наоборот, скрыть?

6) Уважение личного пространства в семейной жизни не менее важно. Иногда людям кажется, что, если они являются супругами, значит, между ними не может быть никаких тайн, можно читать письма друг друга, просматривать смс-сообщения или переписку в социальных сетях своего супруга.

Часто это делается из пустых подозрений и ревности, - но в аяте (49:12), который мы привели выше, верующих предупреждают, чтобы они не следили и не шпионили друг за другом. Более того, без причин подозревая мужа в общении с чужими женщинами (или жену в контактах с чужими мужчинами), вы, тем самым, как бы подталкиваете человека к этому греху, даже если он и не помышлял об этом:

«Если ты станешь выискивать недостатки людей, ты испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их» (Абу Дауд).

Не следует требовать от жены, чтобы она показывала вам – о чем она беседует с подругами (или от мужа – о чем он переписывается с друзьями). Возможно, другие люди сообщают ей или ему какие-то вещи по секрету, не желая, чтобы кто-то еще узнал их тайны.

Если вы будете постоянно контролировать другого человека, вы разрушите доверие, без которого немыслим брак. Ваш супруг или супруга будет скрывать и прятать от вас свою жизнь, и постепенно вы станете друг другу совершенно чужими людьми.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деликатность и уважение к чужой личной жизни является неотъемлемой частью облика верующего человека. Он не должен вести себя назойливо и бесцеремонно, следить за другими людьми, подглядывать и подслушивать, разглашать чужие секреты и говорить о чужих недостатках.

Супруги также должны быть осторожными к сохранению тайн друг друга. И тогда, по милости Аллаха, мы будем действительно лучшей общиной и примером для подражания другим людям.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle