Следуем Сунне: в этих делах верующему следует придерживаться умеренности

Жизненно важные дела, делятся на три вида:

1. Те, которых должно быть мало.

2. Те, которых должно быть много.

3. Изменяющиеся в зависимости от ситуации.

Те, которых должно быть мало.

Существует единодушие по поводу того, что совершение некоторых действий в минимальном объеме, свидетельствует о зрелости человека с точки зрения религии и принятых обычаев, как например, сон и еда. Арабы и философы хвастались тем, что мало спят и мало едят, и стыдили друг друга, если кто-то много спал или много ел. Так как неумеренность в еде, является проявлением обжорства, ненасытности, алчности и вожделения, а это может стать для человека причиной убытка, как в мирской жизни, так и в жизни вечной. И может стать причиной различных заболеваний.

Малое потребление пищи и питья свидетельствует о воздержанности человека. Контроль человека над своим нафсом и страстями, является причиной физического здоровья, ясности разума и остроты ума.

Точно так же долгий сон может стать причиной нерадивости, скудости ума и понимания, а они в свою очередь станут причиной лени, слабости, растрачиваю жизни в пустую, очерствению сердца, небрежности и смерти.

Все это было хорошо известно прежним народам. В сообщениях, переданных от прежних философов, в арабской поэзии, достоверных хадисах и в высказываниях алимов, говорилось об этих истинах. Чтобы не затягивать этой темы, мы не станем приводить здесь все эти сообщения, так, как все это и так хорошо известно, всем людям.

Посланник Аллаха (мир ему) всегда довольствовался минимумом еды и сна. И, вне всякого сомнения, это являлось неотъемлемой частью его образа жизни. И он побуждал свою общину избегать того, чтобы много есть и много спать.

В риваяте, переданном Микдамом ибн Мадикербом (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Человек никогда не заполнял худшего сосуда, чем желудок. Человеку для поддержания сил, достаточно нескольких кусочков. Если же этого ему не достаточно, то пусть человек разделит свой желудок на три части: одна часть для еды, одна часть для воды и одна часть для воздуха». (Тирмизи, хадис №: 2380; Ибн Маджа, хадис №: 3349.)

Несомненно, что долгий сон является следствием переедания. Суфьян ас-Саури сказал: «Ночь того, кто мало ест, будет легкой». Алимы из числа саляфов в своих увещеваниях говорили: «Не ешьте много, а то, будете много пить. А если будете много пить, то будете много спать, и в конце концов станете сожалеть об этом». Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему) больше всего любил, есть вместе с другими. (Тирмизи, Шамаиль, хадис №: 138; Абу Йаля (3108).)

Аиша (р.а.) сказала: «Посланник Аллаха (мир ему) никогда не наедался досыта. Приходя к своей семье, они никогда не просил есть. Если ему приносили поесть, то он ел это. Он ел и пил все, что бы ему ни подали». (Суюти, Джамиуль-Усуль, 4/682.)

В данном случае хадис Бариры, в котором посланник Аллаха (мир ему) спросил «неужели я не увижу кастрюли, в которой есть мясо», не может служить возражением хадису Аиши (р.а.). Так как этот вопрос был задан для того, чтобы разъяснить сунну, потому что они считали, что мясо, которое было дано Барире в качестве садака, является недозволенным для него.

Посланник Аллаха (мир ему) увидев, что они не дают ему мяса, и, зная о том, что они отдают предпочтение ему перед своими душами, чтобы избавить их от незнания в этом вопросе, сказал: «Оно (это мяса) для нее садака, а для нас подарок».

Локман (а.с.) [1] давая наставление своему сыну, сказал: «Сынок! Когда ты сыт, твой разум спит, свет мудрости гаснет, а органы тела становятся вялыми для поклонения».

Сахнун [2] сказал: «Тому, кто ест досыта, знание не принесет никакой пользы».

В одном из достоверных хадисов сообщается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Я никогда не ел облокотившись». (Бухари, Тирмизи,) Под словом "облокотившись"подразумевается то, когда для еды вальяжно рассаживаются на подушках. Так как подобная форма сидения становится причиной обильного принятия пищи. Когда посланник Аллаха (мир ему) садился для приема пищи, то садился на одну ногу, согнув в колене и прижав к груди другую. (Муслим) И говорил при этом:

«Я всего лишь раб. Я ем так, как подобает рабу, и сижу так, как подобает рабу (а не так, как едят и сидят правители и богачи)». (Абу Йаля) По мнению алимов под «сидением облокотившись», подразумевается сидение, облокотившись на один бок.

Многие достоверные хадисы указывают на то, что посланник Аллаха (мир ему) очень мало спал. Наряду с этим, посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Даже если мои глаза спят, то сердце бодрствует». (Бухари)

Чтобы мало спать, посланник Аллаха (мир ему) ложился на правый бок, так как сон на левом боку является более удобным для человека, поскольку сердце находится слева, и поэтому человек дольше спит. А у того, кто спит на правом боку, сердце остается как бы в подвешенном состоянии и поэтому сон становится не таким глубоким, и пробудиться от такого сна будет легче.

_______________________________________

[1] - Локман ибн Анка. Сообщается, что он был сыном сестры Давуда (алейхи салям). Существуют разногласия
по поводу того, был он пророком или нет. Большинство алимов считает, что он был одним из праведных
рабов Аллах. Сообщается, что он прожил 1000 лет.
[2] - Абдуссалям ибн Саид ибн Хабиб. Имам, аллама, факих. Известен по прозвищу «Сахнун», это название
птицы живущей в Магрибе. Является автором книги «Мудаввана», посвященной фикху Маликитского
мазхаба. Умер в 240 году хиджры, в возрасте 80 лет.

 

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Дуа, которую Пророк Мухаммад (ﷺ) всегда произносил перед едой

Считается ли грехом есть левой рукой?

Считается ли исрафом выбрасывание недоеденной пищи?

Социальные комментарии Cackle