Адаб (этика) по отношению к учителям и людям знания

Мы уже как-то говорили о том, что наша религия всячески побуждает человека к приобретению благого нрава и хороших манер (см. Почитая таких людей, вы возвеличивайте Аллаха). Истинно верующий человек должен быть таковым не только в душе, но и во всех своих поступках. Для него должно быть естественным благодарить за услугу, извиняться, если он совершил ошибку, уступать место старшим, оказывать помощь и заступаться за младших, не грубить, не сквернословить, не проявлять дерзости и нахальства.

Но сейчас хотелось бы поговорить о другом проявлении исламской этики (адаба), а именно – о той этике, которая должна быть присуща тем молодым людям, которые занимаются получением знания. Речь идет не только о религиозных науках, но и об учебе вообще – поскольку любое знание почетно, ведь оно помогает человеку избавиться от невежества, узнать что-то полезное об окружающем мире и быть полезным другим людям.

Есть известное выражение: «Те, кто преуспел - преуспели по причине адаба, а те, кто потерпел неудачу – [потерпели неудачу] из-за их отсутствия адаба»

Современным молодым людям кажется, что получение знаний зависит только от их усердия и хорошей памяти, - достаточно собрать определенное количество информации, прочитать нужные книги и учебники, а затем сдать экзамены и получить диплом специалиста.

Но люди древности, в том числе, великие ученые ислама, всегда знали, - для того, чтобы стать истинным ученым, необходимо проявлять уважение к своим учителям, которые помогают тебе в деле получения знаний, и к книгам, из которых ты эти знания получаешь. В противном случае, - если человек проявляет пренебрежение к своим учителям, истинный свет знания так и останется для него закрытым, и никакой пользы из полученных знаний он не извлечет. Он будет подобен ослу, нагруженному книгами – если даже он везет на спине редкие и ценные книги, какой ему от этого прок?

Уважение к учителям

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями».

Получение знаний невозможно без учителей, людей, которые сохраняют эти знания и передают их другим людям. Поэтому личность учителя во все времена была уважаема – особенно, в древности, когда людей образованных и даже просто грамотных было мало.

Известно высказывание праведного халифа Али (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я буду рабом тому, кто обучил меня хоть букве из знаний: если хочет – пусть продаст меня, если хочет – освободит, а хочет – пусть держит в рабстве» (книга «Та’лим аль-Мутааллим»).

Тем более, такое уважение должно относиться к тем людям, которые передают другим знания по религии. Они не просто избавляют людей от невежества в каких-то мирских вещах, но дают им знания по самых важным вопросам для человека, - вопросам, от которых зависит его вечная жизнь в другом мире. Но из этого не следует, что учителя, которые обучают школьников и студентов светским наукам в школах и других учебных заведениях, не заслуживают уважения. Человек, благодаря которому увеличивается ваше знание об окружающем мире, в одинаковой мере достоин его.

Передается, что имам Шафии, великий имам одного из четырех мазхабов фикха, вставал при появлении пастуха. Когда его спросили, почему он так поступает, он ответил: «Этот пастух научил меня определять, когда собака становится половозрелой». Казалось бы, к чему это, ведь речь шла не о религиозных знаниях – но великий имам признавал, что пастух – учитель, и как к учителю проявлял к нему должное уважение.

Другой великий ученый, имам Абу Ханифа, как-то сказал:

«Я ни разу не вытягивал ноги в сторону дома моего учителя, Хаммада ибну Аби Сулаймана, хотя [расстояние] между моим домом и его домом было семь кварталов».

От имама Шафии также передаются такие слова о том, какое уважение он испытывал к имаму Малику, своему учителю:

«По пришествии в Медину, я увидел почтение и трепет, которое внушал имам Малик, да смилуется над ним Аллах. Это увеличило моё уважение к нему до такой степени, что время от времени, [находясь] в его присутствии, я перелистывал страницы книг как можно тише, боясь, что я могу потревожить его».

А вот как уважали самого имама Шафии его ученики. Один из его студентов, большой ученый Раби' ибн Сулейман, говорит:

«Я так сильно уважал имама Шафии, что у меня не хватало смелости выпить воду в его присутствии».

Еще один великий ученый нашей общины, имам Газали, перечисляет, какие, по его мнению, адабы – правила этикета должен соблюдать ученик по отношению к учителю – многие из них актуальны для нас до сих пор:

1. Первым приветствовать учителя и спрашивать разрешения войти к нему на урок.

2. Не говорить лишнего в его присутствии – не болтать, не быть многословным, общаясь с ним.

3. Не начинать речь без разрешения учителя.

4. Если хотите задать вопрос, прежде спросите у учителя разрешения.

5. Неучтиво будет спорить с учителем – особенно в присутствии других учеников, говоря ему: «Такой-то говорит по этому вопросу иначе, чем вы!». Если вам кажется что-то в словах учителя неправильным, скажите ему об этом наедине и очень вежливо.

6. Находясь на уроке, не переговариваться в присутствии учителя с другими учениками, не шуметь, не отвлекаться.

7. Когда учитель говорит, следует соблюдать тишину, сидеть смирно, не смеяться и не вести себя дерзко. Когда учитель обращается к вам, отвечать вежливо и почтительно.

8. Если вас интересует какой-то вопрос, задавать его в подходящий момент – не тогда, когда учитель чем-то занят, не отвлекать его для разговора по дороге домой.

9) Когда учитель входит в класс, ученики встают, приветствуя его. Когда он собирается уходить с урока и встает с места, ученики также встают, выражая уважение к нему.

10. Ученик должен иметь хорошее мнение об учителе. Если что-то в его поведении вам кажется неправильным, не нужно торопиться осуждать его и, тем более, не следует злословить о нем за его спиной с другими учениками.

К сожалению, среди молодых людей, которые только-только встали на путь получения религиозных знаний, считается чуть ли не нормой критиковать в очень грубой форме высказывания и мнения религиозных деятелей, ученых, имамов. Особенно грешат этим пользователи социальных сетей – где страницы многих, так называемых, «талибуль-ильм» (студентов медресе и религиозных вузов) так и пестрят злословием, грубыми насмешками, издевательствами в адрес тех ученых и имамов, которые чем-то вызвали их недовольство.

Хотя поступающие таким образом совершают, по крайней мере, несколько больших грехов – злословят в адрес человека за его спиной (совершая гыйбат), осуждают человека, который старше них и имеет больше знаний, судят поверхностно и поспешно о тех вопросах, о которых, зачастую, имеют самое слабое представление. Ведь обычно эта критика вызвана не действительной ошибкой какого-то богослова, а неправильным пониманием его слов, плохой осведомленностью самого осуждающего в том, о чем он так самоуверенно судит.

Уважение к Корану и религиозной литературе

Думаю, всем мусульманам ясно, что Коран – как Священное Писание и Книга Аллаха – заслуживает всяческого уважения и почтительного отношения. Имеется в виду, конечно, оригинальный текст, прежде всего, но и к переводам смыслов Корана нужно проявлять уважение. Однако, далеко не все мусульмане – особенно молодые – проявляют должную сознательность в этом вопросе.

В частности, известно, что читать Коран следует непременно в состоянии ритуальной чистоты, во время чтения нужно закрыть аурат и мужчинам, и женщинам, Коран нужно положить на специальную подставку, не класть его на пол, под ноги. Во время чтения не отвлекаться на посторонние разговоры, делать это в соответствии со специальными правилами таджвида – правильно произнося арабские буквы, не искажая смысл читаемого.

Хранить Коран следует в чистом месте, не класть поверх него другие книги. Но, к сожалению, приходится замечать, как молодые люди начинают читать Коран, чуть ли не лежа на спине или развалившись на полу в мечети, переговариваясь в это время с приятелями, окончив чтение, они кладут Коран куда попало, не ставя обратно на полку. Такое совершенно недопустимо.

Равно как недопустимо проявлять неуважение к другой религиозной литературе – где также приводятся аяты Корана и хадисы, слова больших ученых. Ее нужно брать чистыми руками, не бросать на пол или на стулья, не рвать и не пачкать, окончив занятия, аккуратно ставить обратно на полки.

Свои конспекты и записи уроков – если там упоминаются аяты и хадисы, написано имя Всевышнего, также следует класть в чистое место, сумку с тетрадками не бросать на пол, такие записи не следует выбрасывать.

Передается, что во времена первых мусульман даже простая писчая бумага была редкостью и стоила дорого. Так что однажды имам Шафии, когда нашел на дороге листок обычной бумаги, он поднял его и сделал дуа с осуждением в адрес человека, который проявил неуважение к этой бумаге: «О, Аллах! Не дай знания тому, кто не уважает учителя и не уважает белый лист бумаги!». Ведь ее можно было использовать для записи чего-то полезного, а не бросать без толку на дорогу.

Как мы сказали, чтобы мусульманину стать образованным человеком в своей религии, недостаточно просто обладать хорошей памятью и прочесть много книг. Следует проявлять адаб (уважение) к своим учителям и к книгам, из которых мы эти знания получаем. Порицать ученых людей, говорить в их адрес – особенно за их спиной – злые, дурные вещи, высмеивать их и унижать будет совершенно недопустимо. Такой человек никогда не станет настоящим ученым, и ему не будет пользы от полученных знаний.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle